Советская эпоха подарила нашей культуре множество выдающихся артистов. Они владели не только своим мастерством — природа одарила их настоящим талантом. Талантом настолько сильным, что даже спустя десятилетия мы восхищаемся их творчеством. Вот лишь несколько знаменитостей эпохи СССР, которые были действительно одарены свыше
Олег Янковский получал роли без проб. Как ему это удавалось
Этому безгранично талантливому актеру давались совершенно разные роли: он перевоплощался в императора Николая II, в фантазера Мюнхгаузена, в Волшебника, в разгильдяя Брагина, в мужчину с кризисом среднего возраста — Сергея Макарова, в митрополита Московского Филиппа.
Когда смотришь на его персонажей, возникает желание заглянуть за экран, чтобы понять, чем же актер так удерживает внимание.
«Янковский заставлял зрителей плакать, смеяться, но добивался этого не словами. Талантливо — это когда непонятно, как сделано. Вот и тут непонятно: никаких привычных приёмов актёрских, технических приспособлений он не использовал», — так отзывался о Янковском актер и режиссер Александр Адабашьян.
Кроме огромного таланта и мастерства, в Олеге Ивановиче была та непостижимая тайна, из-за которой от него невозможно было отвести взгляд — будь он на театральной сцене или на экране. Некая недосказанность, талант играть не словами, а глазами. Про это Григорий Горин посвятил актеру несколько строк:
«Ты так талантливо
молчишь, Олег,
Что молча глушишь
всех коллег!»
Загадка и молчаливая игра Олега Ивановича — все это заставляет нас пересматривать его роли снова и снова. И каждый раз сопереживать так, будто все это происходит с нами или с нашими близкими.
Кинорежиссеры давали роли Янковскому без проб — часто. Владимир Басов пригласил его в свой фильм «Щит и меч», просто заметив невероятную внешность и харизму.
Главную роль в картине «Зеркало» он получил, просто зайдя в кабинет Андрея Тарковского. Режиссера потрясло внешнее сходство с его отцом, Арсением Тарковским.
А сцена из недооцененного фильма «Ностальгия»? Она длится больше 9 минут и снята одним кадром, с первого дубля. В ней Янковский не произносит ни слова. Все, что должен сделать его персонаж, это пронести зажженную свечу через весь высохший бассейн. Казалось бы, что тут сложного?
Из-за слабого встречного ветра пламя несколько раз гаснет на полпути, Горчаков снова и снова возвращается к исходной точке. И только с третьей попытки он доходит до противоположного края бассейна и ставит горящую свечу к стене, издавая болезненный стон и хватаясь за перила из последних сил. Он проделал этот путь, вспоминая навязчивую идею Доменико. Тот считал, что спасет Мир, если пройдет с зажженной свечой через весь бассейн.
Этот девятиминутный эпизод без единого слова до сих пор изучают во многих киноуниверситетах мира.
Как Майя Плисецкая стала сенсацией в мировом балете
Гениальная и абсолютно неповторимая Майя Плисецкая так говорила о любом таланте:
«Жизнь бывает несправедлива к таланту, но поэт, композитор, художник пробьются через века. Если у них термоядерный заряд, конечно»
И у Майи Михайловны, помимо безграничного таланта, был тот самый заряд энергии, который вихрем уходил в зал к зрителям.
«Кармен-сюиту» в исполнении Плисецкой я видел три раза. Сцена, когда её Кармен уходила… Она сделала её очень просто, но при этом излучала такое количество фантастической энергии, которая пробивала зрителя насквозь…», — так Николай Цискаридзе говорил о любимой артистке.
Плисецкая уникальна и тем, что выработала эксклюзивный стиль танца, в котором преобладали изящество и графичность. Когда достигла всех высот в классическом балете, то пробовала нечто совершенно новое — для себя и искусства в целом.
Та самая «Кармен-сюита» была настоящей сенсацией и пополнила историю мирового балета. А в 50 лет Майя Михайловна потрясла весь мир своей партией в «Болеро» французского балетмейстера Мориса Бежара. Позднее она вспоминала, как тяжело было привыкнуть к совершенно новой, необычной хореографии. Но Плисецкая не была бы Плисецкой, если бы не преодолела себя.
И хотя изредка критики считали не совсем удачными ее отдельно взятые спектакли, публика все равно видела только гения в ее танце.
Талант Смоктуновского прославил советское кино на весь мир
В фильме «Москва слезам не верит» Иннокентий Смоктуновский пошутил сам над собой, сыграв себя как начинающего артиста. Это случилось спустя 23 года после его кинодебюта.
Тогда, в 1956-м, на съемочной площадке фильма «Убийство на улице Данте» никто не видел в нем таланта. Молодой Кеша от волнения запинался и был зажатым, когда включалась камера. Актеры шептались между собой: мол, на эпизодическую роль взяли какую-то бездарность. И только режиссер Михаил Ромм знал, что у Смоктуновского грандиозное актерское будущее. И оказался прав.
Спустя 5 лет после кинодебюта Иннокентия режиссер пригласил его в свою картину «Девять дней одного года», с которой и началась любовь этого актера со зрителями. Хотя в фильме у него отрицательный персонаж, Смоктуновский постарался наделить его добротой. Он знал, что публика не любит плохишей, поэтому старался придать как можно больше положительных черт своему герою.
А потом, в 1964-м, режиссер Григорий Козинцев предложил ему сыграть самого Гамлета в своей экранизации. Смоктуновский, выслушав предложение, сказал:
«Видел я этого Гамлета в ТЮЗе… Так себе ролишка»
Козинцев пророчески ответил, что это будет главная роль в жизни актера. Так и вышло. Смоктуновский сам не заметил, как Гамлет занял все его мысли, всю его суть. Актер отказался играть Болконского в «Войне и мире» Бондарчука и сниматься в «Андрее Рублеве» у Тарковского.
Ролью Гамлета Смоктуновский прославил советское киноискусство на весь мир. Британская киноакадемия назвала советского «Гамлета» лучшим фильмом 1966 года. А исполнителя главной роли — лучшим актером года.
Когда Смоктуновский блестяще сыграл Ленина в картине «На одной планете», Эльдар Рязанов пригласил его в комедию «Берегись автомобиля». Министр культуры Фурцева была категорически против: актер сыграл таких личностей и вдруг предстанет обычным жуликом? Но Рязанов отстоял его кандидатуру. После роли Деточкина Смоктуновский стал всенародным любимцем.
В его фильмографии 122 роли, среди которых немало эпизодических. Но гений Смоктуновский с удовольствием брался и за такую работу.
«Смоктуновский был образом великого актера XX века. Был такой иронический мем: „Ну, ты вообще Смоктуновский!“, — Александр Шпагин, кинокритик.
Почему Муслим Магомаев был совершенно новым явлением на нашей эстраде
В начале 60-х Муслима Магомаева называли «нашим Элвисом» — из-за удивительно бархатного тембра, которым он исполнял и оперные арии, и эстрадные композиции.
Его популярность началась в 1962 году на Фестивале азербайджанской культуры в Москве. Тогда пение Муслима заворожило зрителей, среди которых была и министр культуры Фурцева.
«Наконец-то у нас появился настоящий баритон!», — сказала она, пока публика осыпала его овациями.
Магомаев действительно был явлением на советской эстраде. Его голос, мягкий баритон, плавно переходящий в высокий бас, был признан одним из сильнейших в мире. Билеты на концерты раскупались буквально за несколько часов. Магомаев знал, что не все поклонники могут попасть на представление, поэтому выходил на балкон гостиницы «Россия» и пел для обычных людей.
Его талант признавали не только в СССР, но везде, где выступал: во Франции, ГДР, Финляндии, Канаде, Болгарии, Иране. Магомаев был и новатором на советской сцене. Он исполнил первые твисты — «Королева красоты», «Лучший город Земли», первый шейк — «Шагает солнце по бульварам». Его хиты «Синяя вечность», «Чертово колесо» стали культовыми.
Слушайте Синяя вечность — Муслим Магомаев на Яндекс Музыке
А еще голосом Магомаева поют персонажи советского мультфильма «Бременские музыканты». Причем певец исполнил три партии: Трубадура, Сыщика и Атаманши.
Слушайте Луч солнца золотого. Серенада Трубадура (из м/ф «Бременские музыканты») — Муслим Магомаев на Яндекс Музыке
Талантливый человек талантлив во всем — и это тоже про Магомаева. Уйдя с эстрады, он писал музыку и занимался живописью.
Гениальная Инна Чурикова владела магией преображения
Инна Чурикова проявила свой сильный актерский талант с самого начала творческого пути. Несмотря на то, что ее не приняли ни в Школу-студию МХАТ, ни в Щукинское училище, она прошла прослушивание в Театральном училище имени Щепкина.
Педагоги быстро увидели в Инне Чуриковой нечто особенное. Режиссер и педагог Вениамин Цыганков в смятении сказал, что она «либо дура, либо гений». И действительно, Чурикова была способна на удивительные творческие прорывы.
Хотя ей поначалу не доставались роли лирических героинь из-за ее необычной внешности, она блестяще справлялась с комическими и острохарактерными персонажами. Всего за несколько минут на экране или сцене эта актриса создавала такие образы, которые не забываются даже спустя несколько десятилетий.
Первый триумф пришел с ролью Прасковьи Строгановой в фильме «Начало». Эта роль принесла актрисе признание критиков и зрителей, а также мировую известность. За эту киноработу Чурикова была признана лучшей актрисой года и получила призы на международных кинофестивалях.
Инна Михайловна обладала уникальным дарованием сочетать гротеск с лиричностью. Марк Захаров и вовсе считал, что эта актриса владеет магией преображения.
«В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Она необыкновенно выразительна. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам», — отзывалась о ее таланте Фаина Раневская.
Талантливый Армен Джигарханян признавался, что учится актерскому мастерству у своего любимого кота
Циничный, но влюбленный Кригс в «Здравствуйте, я ваша тетя»; белый офицер Дмитрий Овечкин в «Неуловимых мстителях»; главарь банды в «Место встречи изменить нельзя», несчастный Волк в мультфильме «Жил-был пес» — многогранному Армену Джигарханяну любой персонаж был по силам. У актера более 300 ролей в отечественном кино, за что его имя внесли в Книгу рекордов Гиннесса.
Композитор Арам Хачатурян, близко друживший с Джигарханяном, однажды так пошутил про его популярность:
«Утюг включишь — и там Джигарханян»
Но такая популярность соответствовала масштабу его таланта.Перевоплощаясь в своих персонажей — в кино или в театре — Джигарханян почти не менял внешность. Разве что для роли Карпа гримерам пришлось постараться. Актер был крайне убедителен, появляясь в том или ином образе.
«Армену Борисовичу можно ничего не говорить и он сыграет именно так, как надо. То, что надо, сделает. Это будет правдиво, это будет достоверно, это будет трогать. Я часто не понимаю, как он это делает», — говорил кинорежиссер Карен Шахназаров о таланте актера.
А свой театральный успех Армен Борисович объяснял весьма неожиданно. Неосведомленность и провинциальность, как ни странно, помогали ему на сцене.
«Это следствие моего вечного удивления тем, что мне предстояло начать. Незнание результатов в искусстве неожиданно рождает фантазию»
О своем таланте и ролях Джигарханян не очень любил говорить в интервью. Но однажды признался, что определенной порции актерского мастерства он научился у любимого кота Фила.
«Фил знает, как играть по-настоящему. Не так, чтобы кричали: „Верю!“ — а чтобы просто рыдали в зале или у экранов и от радости, и от сопереживания. Секрет его мастерства простой: — у меня есть боль — через нее я и играю…»
Гений танца Махмуд Эсамбаев за 20 дней освоил движение, которому индийцы учатся годами
То, что Эсамбаев станет чародеем танца, было понятно еще в его ранние годы. Махмуд танцевать научился раньше, чем ходить. Его отца многие просили, чтобы младший сын станцевал на их свадьбе — приезжали даже из других сел.
В 1957-м на Фестивале молодежи и студентов в Москве он покорил жюри своей пластикой и получил аж три золотых медали. Эсамбаев буквально говорил с публикой на языке танца. Его программа «Танцы народов мира» покорила, и это без преувеличения, весь мир. В ней он исполнял танцы, взятые из культур совершенно разных национальностей.
В индийском танце «Золотой бог» невероятно сложное движение он освоил за двадцать дней: предстал в образе бога Шивы и поднимался так плавно, как солнце встает на восходе. Сами индийцы учатся этому движению годами!
Когда чародей танца Эсамбаев выезжал на гастроли за границу, зрители не находили слов, чтобы передать все восхищение его талантом — долго купали в овациях, а местная пресса посвящала ему целые страницы газет и журналов.
За 55 лет своей карьеры Махмуд Эсамбаев исполнил около 100 балетных партий, танцев, хореографических миниатюр.
Талант Майи Кристалинской был не только в ее голосе. Чем еще покорила певица
Майя Кристалинская, не имея музыкального образования, стала одной из самых ярких звезд советской эстрады. Она работала в авиационном конструкторском бюро, а потом судьба привела ее на большую сцену.
Кристалинская очень быстро стала одной из самых популярных певиц в стране и оставалась на вершине успеха до начала 1970-х. Имя певицы прочно вошло в историю нашей культуры. Ее талант выражался не только в волшебном голосе, но и в том, как проникновенно она исполняла песни.
«Когда Майечка начинала петь, хотелось бесконечно слушать ее…», — так говорил о ее таланте Иосиф Кобзон.
Для Кристалинской песни сочиняли лучшие композиторы и поэты Советского Союза.
Ее хитом на все времена стала композиция «Нежность», которую певица впервые исполнила в 1965-м. Песня постоянно звучала в радиоэфире, после чего Татьяна Лиознова включила ее в драму «Три тополя на Плющихе».
Слушайте Нежность — Майя Кристалинская на Яндекс Музыке
Эдуард Хиль стал всемирно известным «Мистером Трололо» еще при жизни
Первые шаги на сцене Эдуард Хиль делал вовсе не на эстраде, а в опере. После консерватории молодой баритон исполнял партии в «Евгении Онегине», «Пиковой даме», «Свадьбе Фигаро» — так, что рукоплескал весь зал. Так продолжалось пять лет, а потом Хиль выбрал эстрадное направление.
И вскоре в него влюбилась вся страна. Секрет популярности певца заключался не только в его певческом таланте, но и невероятном обаянии. А еще зрители слышали как голос Хиля шутил и улыбался, а когда и грустил.
Слушайте Человек из дома вышел — Эдуард Хиль на Яндекс Музыке
Еще при жизни Хиль прославился на весь мир: в 2010 году он стал известен как «Мистер Трололо» благодаря вокализу «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой»
Слушайте Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой (Тро-ло-ло) (Вокализ) — Эдуард Хиль на Яндекс Музыке