Необычная внешность и огромные глаза Виктора Авилова буквально завораживали зрителей. В конце концов Авилов сам поверил, что обладает магическими способностями и увлекся спиритизмом.
Расскажем, как простой шофер смог стать актером, почему пресса называла его лучшим Гамлетом за последние 40 лет, и почему роль в спектакле «Мастер и Маргарита» стала для него роковой.
Авилов обладал невероятной харизмой
Виктор Авилов никогда не учился актерскому мастерству. Он родился 8 августа 1953 года на окраине Москвы в простой семье. В школе Виктор учился средне, часто прогуливал уроки, хулиганил. Закончив восемь классов, он поступил в Московский индустриальный техникум. А одновременно с дипломом, получил повестку из военкомата.
В армии Авилов не только немного остепенился, но и приобрел еще одну профессию — стал водителем. Поэтому, вернувшись со службы, он поступил на работу в 29 автокомбинат Мосстройтранса.
Несмотря на нестандартную внешность, Авилов обладал невероятной харизмой и с юности пользовался огромной популярностью у женщин.
Сразу после армии он в первый раз женился на девушке по имени Татьяна. Однако этот брак оказался настолько коротким, что впоследствии Виктор никогда о нем не вспоминал.
В простом работяге он увидел недюжинный талант
Однажды, примерно в середине 70-х, судьба свела Авилова с Валерием Беляковичем. Валерий тогда учился на режиссерском отделении ГИТИСа и мечтал создать собственный театр.
Белякович заразил Виктора своими идеями и убедил его стать соучредителем нового коллектива, который они назвали Театр на Юго-западе.
Каким-то чудом Валерий Белякович сумел рассмотреть в простом шофере-работяге актерский талант и с первого же дня существования театра стал поручать ему главные роли практически во всех спектаклях.
За 27 лет, которые Авилов прослужил в Театре на Юго-западе, он принял участие в 40 постановках — «Женитьба» Н. Гоголя — Кочкарев, «Мольер» М. Булгакова — Мольер, «дракон» Е. Шварца — Генрих и Ланцелот, «Калигула» А. Камю — Калигула, «Гамлет» В. Шекспира — Гамлет, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова — Воланд и многих других.
«Дарование Виктора Авилова уникально»
Вскоре молва о талантливом артисте с необычной внешностью разошлась по Москве. И в Театр на Юго-западе начали стекаться зрители: сначала понемногу, а потом все больше.
Потому что игра Виктора Авилова превзошла даже самые смелые ожидания театралов.
«Дарование Виктора Авилова настолько уникально, что не позволяет отнести его ни к одному актерскому типу. Неутомимый бес Кочкарев из «Женитьбы» Гоголя, чьи кульбиты, скорченные рожи и разыгранные скетчи запоминались надолго и вызывали дикий смех, а рядом — яростный, страстно отстаивающий свое достоинство, затравленный и раздавленный сильными мира сего писатель Мольер», — писала в одной из рецензий журналист Наталья Колесова.
Безграничная способность к перевоплощениям, мощный темперамент и немного хриплый голос Авилова просто завораживали зал.
«О Гале и девочках он говорил с нежностью»
В 1980 году Авилов женился во второй раз. Его новой избранницей стала коллега по сцене, актриса Галина Галкина. Спустя год в семье родилась старшая дочка Анна, а в 1985 году — младшая Ольга. Свою семью Авилов просто обожал.
«О Гале и девочках Витя всегда говорил с такой нежностью, что у него менялось выражение глаз, а голос начинал дрожать», — вспоминал режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
«Ну какой я Монте-Кристо?»
В 1986 году на Авилова наконец-то обратили внимание кинорежиссеры. Его дебютом стала главная роль в фильме Олега Тепцова «Господин оформитель» по мотивам рассказов Александра Грина.
Почти одновременно Виктор снялся (и тоже в главной роли) в советско-болгарском политическом детективе «Большая игра». Но всесоюзную популярность ему принесла роль Эдмона Дантеса-графа Монте-Кристо в приключенческой ленте Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф».
К слову, поначалу Хилькевич видел в этой роли Михаила Боярского. Но однажды кто-то из ассистентов посоветовал режиссеру сходить в Театр на Юго-западе на спектакль с участием Виктора Авилова.
«Я пошел в театр, посмотрел «Гамлета» и просто с ума сошел от счастья — это было именно то, что нужно. Но, когда я пригласил Виктора на пробы, он рассмеялся: «Георгий Эмильевич, ну какой я Монте-Кристо? Его всегда играли красавцы, разве я могу тягаться с Жаном Маре!», — вспоминал режиссер.
Узнав об отставке, Боярский сначала обиделся. Но, после того как сам увидел Авилова на сцене, сказал, что актер с таким взглядом, без сомнения, гораздо больше подходит на роль мстителя.
После премьеры фильма «Узник замка Иф» на киностудию начали приходить письма для Виктора Авилова. Большинство посланий были от экзальтированных поклонниц, которые объяснялись актеру в любви и даже всерьез предлагали родить ему ребенка. Отныне Виктор не мог спокойно пройти по улице — его тут же окружала толпа восторженных фанаток.
«Витя знал приемы гипноза»
Кинокарьера Авилова быстро поползла вверх. В последующее десятилетие он снялся в 20 картинах — «Зеленый огонь козы», «Искусство жить в Одессе», «Маскарад», «Мушкетеры 20 лет спустя», «Антифауст», «Петербургские тайны» и других.
Интересно, что в большинстве фильмов герои Авилова были так или иначе связаны с мистикой. Да и в театре он играл в основном роли, которые в актерской среде принято считать роковыми — Воланда, Гамлета, Ланцелота, Калигулу, дон Гуана.
Впрочем, Авилов всю жизнь сам тянулся к мистике. По словам тех, кто близко знал артиста, у него даже были некоторые экстрасенсорные способности.
«Витя знал приемы гипноза и лечил руками — делал какие-то пассы, и у человека чудесным образом переставала болеть голова или почки», — рассказывал Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
«Играя Воланда, Виктор чуть не умер»
В конце 80-х Виктор познакомился с Валерием Аверьяновым — создателем школы астрального каратэ. Он на долгие годы стал духовным гуру Авилова.
Под руководством Аверьянова актер приобщился к спиритизму. Причем, принимая участие в сеансах, Авилов вызывал дух не Наполеона, Гоголя или Пушкина, а самого Иисуса Христа.
В конце концов, гуру сумел убедить Виктора, что он сам — потомок Христа и пришел в этот мир с миссией избавить человечество от зла.
Коллеги и жена не раз уговаривали Авилова оставить опасные игры с потусторонним миром. Но актер, убежденный в своем особенном призвании, их не слушал. Между тем именно спиритизм, по мнению тех, кто знал Авилова, стал главной причиной его проблем со здоровьем.
«Первый звоночек» прозвенел на гастролях в Германии. После спектакля «Мастер и Маргарита» Авилов пережил клиническую смерть.
«Актеры в принципе боятся играть роль Воланда, но Вите это было несложно — они были чем-то похожи по энергетике. Однако, играя его, он чуть не умер», — вспоминала Галина Галкина.
Тогда немецкие врачи смогли спасти Авилова. А через несколько месяцев у него обнаружился туберкулез, и артист почти год провел в закрытой клинике.
«Не будь алкоголя, Авилов никогда бы не ушел из семьи»
К этому моменту Авилов уже был женат в третий раз. С новой возлюбленной он познакомился на съемках фильма «Искусство жить в Одессе».
Лариса работала на киностудии ассистенткой костюмера. Она была не только намного младше Виктора, но и имела мужа-моряка. Однако ни одно, ни другое обстоятельство не смутили Авилова. И совсем скоро об их романе знала вся съемочная группа.
А к концу съемок Авилов принял решение — они с Ларисой оставят своих супругов и поженятся.
Правда, по мнению коллег, знавших Виктора, как примерного семьянина, он никогда бы не решился на такой серьезный шаг, если бы не алкоголь.
Вот что говорил по этому поводу Георгий Юнгвальд-Хилькевич, на глазах которого разворачивался роман Авилова.
«Лариса, из тех, что в большом количестве всегда крутятся вокруг знаменитых актеров. Витя же в то время начал прилично выпивать. Практически весь период его ухаживания и разгара любви с ней он находился в хмельном угаре. Нет, она очень его любила, к тому же была настоящей красавицей. Но не будь в жизни Авилова алкоголя, он никогда не ушел бы из семьи».
К слову, выпивать Авилов начал давно — еще работая шофером. А, работая в театре, постоянно снимал напряжение после спектакля при помощи спиртного.
«Витя очень страдал»
Несмотря на большую любовь, третий брак не принес Виктору счастья. Их отношения с Ларисой были постоянно омрачены ревностью.
Причем не только Авилов ревновал свою молодую супругу ко всем мужчинам, но и Лариса ревновала его к бывшей семье. Действительно, уйдя от Галины, Виктор продолжал играть вместе с ней в одном театре. И зачастую им приходилось изображать на сцене влюбленную пару.
Кроме того, Авилова не переставало мучить чувство вины перед бывшей женой и дочками.
«Витя очень страдал. Галя не держала на него зла, но сам себя он так и не простил, и буквально разрывался на части — эту девочку полюбил по-настоящему, и в семью его тянуло по-прежнему», — вспоминал Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
Ни одна клиника не бралась лечить
В начале 2000-х здоровье Авилова начало резко ухудшаться. Его стали мучить сильные боли в спине. Тем не менее Виктор не бросал работу — превозмогая боль, он выходил на сцену и снимался в кино.
Авилов был уверен, что причина его недомогания — травма спины, полученная когда-то на съемках.
В июне 2004 года Лариса наконец-то уговорила мужа пройти обследование. Диагноз врачей стал для него настоящим шоком: рак желудка в последней стадии с метастазами в позвоночник, легкие, печень и другие органы.
Ни одна клиника не только в России, но и за рубежом не бралась лечить такой запущенный случай. Однажды кто-то из знакомых рассказал Авилову про целителя из Новосибирска, который ставит на ноги самых безнадежных больных.
Окрыленный надеждой Авилов отправился в Новосибирск. Однако ни очищение крови по особой методике, ни растительные бальзамы не помогли. 21 августа 2004 года Виктор Авилов скончался на 52 году жизни.
Еще в 1987 году Театр на Юго-западе участвовал в Эдинбургском театральном фестивале. И британская пресса назвала спектакль «Гамлет» с участием Виктора Авилова лучшей театральной постановкой за последние 40 лет.
С тех пор в театральном музее Эдинбурга хранится гипсовая маска, снятая с Гамлета-Авилова.