Умение выбирать выражения и общаться с детьми, не раня их психику — ценный навык в копилке родителей. Мамы и папы даже не представляют, какое значение несут самые обычные вещи, сказанные ребенку.

Из лучших побуждений (а порой от обиды) родители бросают резкие фразы, говорят странные, непонятные растущему человеку вещи. Ребенок воспринимает их как агрессию или безразличие к своим проблемам. В результате получается эмоциональная пропасть, которую очень трудно преодолеть.

Так зачем строить преграды в отношениях, если вместо них можно наладить прочные мосты? Разбираемся, какие вещи нельзя говорить детям.

«У тебя нет проблем»

С родительской точки зрения школьные проблемы, неразделенная любовь или другие типичные подростковые проблемы (равносильные в их сознании «концу света») — глупости. Да, во «взрослом» мире это несущественные сложности (в какой-то степени, даже приятные).

Но если подросток обратился за помощью к родителям с такой «ерундой" — это нужно ценить. Хотя бы потому, что он не ищет помощи на стороне, а доверяет сокровенное маме и папе. И ни в коем случае не отмахиваться от него. Достаточно немного понимания и сочувствия. Можно рассказать о своем опыте, вместе подумать над вариантами решения. Тогда подросток поймет, что его проблемы не смертельны и быстрее переключится на позитив.

«Посмотри, какая мама толстая»

Мамы и папы — пример для детей. И если ребенок слышит, как родители отзываются о себе в нелестном тоне («Я толстая», «Я глупый»), он подсознательно перенимает комплексы на себя. Его образ мышления строится вокруг недовольства собой. И в родителях ребенок разочаровывается.

Изначально для него мама и папа — красивые, умные и лучшие. Достаточно вспомнить классический пример с детьми в детсаду, которые готовы спорить, чья мама самая красивая (и ведь они искренне так считают!). Не стоит рушить эти представления пустой самокритикой.

«Давай быстрее»

Типичная ситуация утром: родители кружатся с делами, а подросток все еще нежится в кровати или крутится около зеркала в поисках идеального наряда. Мама или папа начинают торопить ребенка, с каждой минутой надавливая интонацией все сильнее. Да, недостаток времени — неприятная вещь, но не стоит лишний раз заставлять подростка нервничать.

Ему и так приходится несладко (со всеми этими гормональными вспышками). А стресс только усугубляет состояние. Лучше научить ребенка планировать расписание, своим примером показать, что некоторые вещи разумнее готовить с вечера, чтобы утром осталось время на дополнительные мгновения сна или более приятные заботы.

«Давай я сама все сделаю»

Так говорят мамы, когда видят, что у ребенка что-то не получается. Опасная привычка. Из-за активного навязывания помощи родителями дети начинают думать, что ничего не умеют. А подростки, награжденные природным даром лени, и вовсе перестают стараться. А зачем, если мама/папа все равно все сделают за них.

Максимум, что стоит предлагать — это помощь и пример. Например, объяснить как можно решить задачу, вместе разобрать сложные места. Так подросток, ребенок почувствует поддержку и научится справляться со сложными ситуациями.

«Ты самый лучший, чтобы ты ни делал»

Да, детям необходимо говорить, что они молодцы и у них все получается (или обязательно получится). Но нельзя перехваливать, убеждать в их экстраординарности. Это создает проблемы с самооценкой и губит талант, который может развиться. Если перехваливать неуверенного в себе ребенка, он будет выбирать наиболее легкие задачи, с которыми точно справится. Все ради того, чтобы получить эмоциональную награду. В результате не получит и шанса развить способности.

Если у ребенка самооценка завышена, он, напротив, решит, что ему по плечу абсолютно все и не нужно стараться (он и так превосходный). Когда он столкнется с действительностью и получит объективную оценку своих способностей, его разочарованию не будет предела.

В общении с детьми нужна мера и максимум понимания. Лучшее, что могут сделать мама и папа — помочь подростку раскрыться, наладить доверительные отношения и научить самостоятельно принимать взвешенные решения. Это самое полезное выражение любви к ребенку.

23
27