Эта простая комедия стала действительно народной. «Белые росы» вышли на экраны 40 лет назад и стали лучшим фильмом года. Но мало кто знает, что из него вырезали финальную сцену, а еще в картине могли сняться Юрий Никулин и Лев Дуров. Вот 9 фактов о легендарной комедии 80-х годов.
Юрий Никулин мог появиться в «Белых росах». Вот кого бы он сыграл
Сейчас мы не представляем, что Федоса Ходаса мог сыграть кто-то другой, кроме Всеволода Санаева. Но главный герой фильма мог выглядеть совсем иначе. Например, так.
Поскольку Федос в «Белых росах» — мудрый старик, режиссер при выборе актеров смотрел на их «пожилые» роли. В пробах на роль Федоса участвовал Юрий Никулин, который играл в «Стариках-разбойниках».
Также в числе кандидатов были Лев Дуров и Павел Кормунин. Однако они в образе серьезного Ходаса-старшего не контрастировали с его соседом Тимофеем, как требовалось по сценарию. Поэтому Всеволод Санаев подошел на роль идеально.
«От такой роли мог отказаться только глупец. Отец очень дорожил этой ролью, потому что в его солидном возрасте таких центральных ролей почти не предлагают», — рассказывала дочь актера Елена Санаева.
Вот какие артисты могли сыграть вместо Николая Караченцова
В первой версии сценария сыновья Ходаса — тройняшки-близнецы. Но почему же в фильме это не так, удивитесь вы. На самом деле, найти среди артистов тройняшек, которые обладали бы таким же мастерством, как Караченцов, оказалось невыполнимой задачей. Искали по всему Советскому Союзу, включая Клубы близнецов — все безрезультатно. И тогда режиссер нашел выход.
Сценарий переписали — сыновья Ходаса стали погодками. Кстати, на роль балагура и весельчака Васьки, младшего из братьев, претендовали также Михаил Кононов и Валерий Золотухин, Евгений Стеблов и Александр Михайлов, Терпицкий и Бирюков. У режиссера был выбор, поэтому выбирал он долго — пока Караченцов не согласился на роль.
Этой сцены не было в сценарии
А над этим эпизодом многие зрители хохочу до слез. Дед Тимофей решил помочь Федосу, у которого болит спина. Находчивый сосед использовал для этого свою наработку — «сваренный» в траве кирпич. И вот он вытаскивает щипцами камень из раскаленного горшка и кладет его Федосу на поясницу. А дальше Ходас-старший не мог вытерпеть и минуты такого лечения и бросился вдогонку за соседом.
Этой сцены вообще не было в сценарии. А ее появлению предшествовала интересная история.
Режиссер Игорь Добролюбов устроил рыбалку, на которую пригласил сценариста Дударева. Но клева не было, да еще и ноябрьский холод пробирал до костей. И тут Добролюбов признался, что ему просто необходима еще одна яркая сцена с участием Тимофея и Федоса. Эпизод с кирпичом сценарист написал меньше чем за полчаса. Получилось действительно смешно.
Какую тяжелую сцену вырезали из фильма
«Белые росы» заканчиваются трогательным монологом Федоса, от которого у большинства зрителей на глаза наворачиваются слезы. Ходас-старший обращается к Солнцу — благодарит за свою жизнь и просит о счастье для детей. На самом деле, режиссер смягчил финал: изначально он был гораздо тяжелее.
В вырезанной сцене Федос уходил из жизни: в тот момент у него в руках была гармонь сына. Последний в жизни взор старик обратил на восходящее солнце. А потом перевел взгляд и увидел, как на его родную и любимую деревню идет колонна тракторов, чтобы снести все дома.
Создавали землетрясение своими руками
Все зрители с замиранием сердца смотрели сцену, когда средний сын Федоса оказывается в эпицентре землетрясения. Его деревянный домик, расположенный на побережье, ходуном ходит от сильных толчков. А Мишка не может никак выбраться — дверь заклинило, а потолок начал падать на него. Но в итоге он уцелел.
Интересно, что во время съемок на Курилах действительно было небольшое землетрясение. Но съемочная группа его пропустила, поэтому стихию пришлось делать своими руками. Деревянную постройку подцепили трактором и раскачали. Вышло очень натурально — у зрителей впечатление, что она сложилась как карточный домик из-за толчков.
Вот почему в сцене с гнездом Николай Караченцов смотрит только в небо
Рисковать пришлось и Николаю Караченцову. В начале фильма Васька Ходас сидит на дереве в большом гнезде и играет на гармони хит того времени — «Миллион алых роз». Многие зрители не заметили важную деталь в этой сцене. Обратите внимание: Караченцов в этом эпизоде смотрит или только вверх, или прямо, но только не вниз. Как думаете, почему?
На самом деле, актер очень боялся высоты. Но никто и не думал приглашать дублера. Караченцов кое-как взобрался на дерево и взял в руки гармонь. Ему строго-настрого сказали не смотреть вниз ни под каким предлогом. Вот актер и придумал устремить взгляд в голубую высь. А после съемок Николаю помогли спуститься на землю пожарные.
Почему Всеволод Санаев и Борис Новиков не хотели, чтобы съемки фильма закончились
Федос Ходас и его сосед Тимофей — настоящие друзья, хоть и ругаются, и спорят. Сыгравшие их Всеволод Санаев и Борис Новиков за кадром тоже подшучивали друг над другом и даже ссорились. Но на съемках они стали настолько неразлучны, что не хотели их окончания. Когда режиссер объявил, что снята последняя сцена, оба актера еле сдерживали слезы.
Что в «Белых росах» было ненастоящим
То самое гнездо, в котором сидит Вася Ходас, конечно было бутафорией. На дереве между ветками закрепили колесо и замаскировали его соломой. Кстати, аист, участвовавший в фильме, на самом деле жил в зоопарке Гродно. Его на площадку привозили несколько орнитологов.
А еще в начале фильма есть короткая сцена с колодцем. Картину снимали в настоящей деревне Девятовка, которая была расположена неподалеку от Гродно.
Но так как она находилась в низине, то колодезную воду пить и использовать для приготовления было нельзя. По этой причине и колодцев в деревне не было. Художники картины нашли выход и сделали бутафорский колодец.
Создатели фильма так и не смогли объяснить причину такого успеха
«Белые росы» вышли на экраны в 1984-м, за первый год картину посмотрели 36 млн человек. Настоящий успех! Вряд ли режиссер, сценарист и актеры рассчитывали на такой результат. Но даже спустя годы автор сценария Алексей Дударев так и не нашел причину всенародной любви к фильму.
«Не знаю, что такого особенного. Возможно, глубокое сострадание к человеку и глубокое уважение, легкая ирония. Что-то чеховское в этом есть…»