«Двенадцатая ночь» переносит нас в Европу эпохи Средневековья, «Человек-амфибия» — в знойную Аргентину, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — в туманную Англию. Но парадокс в том, что ни один из этих советских фильмов не снимали за рубежом! Вот 18 примеров, как в кинематографе СССР показывали заграницу.
Как из ничего создавали Венецию для фильма «Труффальдино из Бергамо»
Когда в 1976-м на экраны вышел «Труффальдино из Бергамо», советские зрители могли только мечтать о том, чтобы побывать в Венеции, да еще и вернуться на несколько столетий назад.
Но как передать атмосферу Италии и самого романтичного города на планете, не имея возможности отправиться на съемки в ту страну? Набережную Венеции с мостовой и домами «построили» прямо в 4-м павильоне «Ленфильма». Декорации постарались сделать максимально похожими на старинные фасады. И у них получилось! Судите сами:
Интересно, что актер Виктор Костецкий, сыгравший Флориндо, побывал в Венеции в 90-х годах. Он вспомнил съемки «Труффальдино из Бергамо» и сильно удивился тому, насколько павильонная «Венеция» была похожа на настоящую.
А помните, как в начале фильма на карету с Беатриче и Труффальдино нападают лесные разбойники?
Они устроили засаду за большой кирпичной аркой. Эту сцену снимали В Пушкине в Александровском саду. Аркой послужила башня Шапель в неоготическом стиле, построенная к 1828 году.
Каналы Венеции, по которым плывет гондола с Труффальдино, заменил канал Грибоедова в Ленинграде.
Пустыня и скалы Дикого Запада. Где в СССР нашли ковбойский городок для «Человека с бульвара Капуцинов»
«Человек с бульвара Капуцинов» моментально переносит нас в знойную пустыню. Когда Алла Сурикова задумала снимать эту комедию, и речи быть не могло о том, чтобы отправиться в экспедицию за границу. Ведь действие картины разворачивается в вымышленном американском городке Санта-Каролина в Техасе.
Создателям фильма пришлось попотеть в поисках подходящих ландшафтов. И они справились с этой задачей блестяще: с первых минут зрители погружаются в атмосферу Дикого Запада. Но он оказался не за тысячи километров, а гораздо ближе.
Тихая бухта Коктебеля превратилась в Санта-Каролину. В этом месте установили только фасады салуна, банка, аптеки — без интерьеров.
Деревянные конструкции были весьма легкими для крымских сильных ветров, поэтому их срочно укрепили с помощью массивных столбов.
А еще часть сцен снимали на окраинах Белогорска, а также у живописной Белой скалы. Именно эта природная достопримечательность Крыма видна в сценах прогулки Джонни и Дианы, на кадрах нападения на дилижанс в начале фильма.
Интересно, что с разных ракурсов скала смотрелась по-новому, поэтому в фильме почти нет одинаковых пейзажей с ней.
В 1987 году «Человек с бульвара Капуцинов» получил специальный приз за достоверное изображение Дикого Запада.
Фильм про Холмса снимали не в Англии, но британцы узнавали в нем родной Лондон. Как так получилось
Советскую экранизацию приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона зрители по праву считают лучшей. Сегодня невозможно представить, чтобы в роли сыщика появился бы не Василий Ливанов, а кто-то другой. Именно за участие в этом фильме актер стал кавалером ордена Британской империи. Но режиссер Игорь Масленников сделал еще кое-что невероятное.
Когда британцы увидели картину, они…узнавали на кадрах виды Лондона. Парадокс в том, что Масленников добился этого эффекта, не выезжая за пределы СССР. Но как?
Сразу оговоримся, что в серии «Сокровища Агры» показана реальная столица Великобритании — когда Холмс и Ватсон преследуют преступников по Темзе.
Режиссер попросил корреспондента советского телевидения запечатлеть панораму Лондона и вставил несколько фрагментов в свой фильм. Но все остальные «британские» локации снимали вовсе не за рубежом.
За Англию викторианской эпохи выдали Ленинград и Прибалтику. Карточный клуб Багатель, где произошел конфликт между Мораном и сэром Рональдом Адером, снимали особняке Матильды Кшесинской в Северной столице.
Здание построили в начале XX века. Посмотрите, в фильме через эту арку выезжал экипаж с Холмсом, а сейчас под ней проходят посетители Музея политической истории России.
В Прибалтике снимали эпизоды для нескольких серий. В фильме «Кровавая надпись» показан дом Шерлока Холмса, который в Лондоне находится на Бейкер-стрит, 221б. Но на самом деле здание стоит в Риге по адресу Паласта, 4. Сейчас в нем находится архив исторического музея этого города.
А Лондон, показанный в фильме «Собака Баскервилей», снимали в том числе и в старых кварталах Таллина. На этих улицах Холмс и Ватсон шпионят за наследником Баскервилей.
Во второй серии фильма «Смертельная схватка» сыщик и его помощник любуются красотой водопада Райхенбах в Швейцарии. Но в качестве этой природной достопримечательности Берна не менее достойно выглядел Гегский водопад в Абхазии.
Атмосферу шекспировской эпохи искали по всему СССР. Вот где снимали «Двенадцатую ночь»
«Двенадцатая ночь» с Кларой Лучко в главной роли — первая советская экранизация произведения Шекспира. В 1954 году, конечно же, не было и речи и том, чтобы выехать на съемки картины за пределы СССР.
Но режиссер Ян Фрид поставил задачу во что бы то ни стало найти на просторах Союза такие места, которые передадут атмосферу Европы эпохи Средневековья. И такие локации действительно показаны в комедии.
Во дворец герцога Орсино превратили Железнодорожный вокзал Симферополя.
Большая часть комедии снималась на территории Генуэзской крепости в Судаке. Это сооружение возвели к концу VII века, а генуэзцы использовали его в качестве одного из пунктов колонии в северном Причерноморье.
А еще атмосферу шекспировской эпохи в фильме отлично передал Ливадийский дворец в Ялте. Когда-то это была резиденция императоров Российской империи — ее построили в первые годы XX столетия.
В советской комедии Ливадийский дворец превратили в замок в Иллирии, где и жила графиня Оливия. В кадр попали общие планы сооружений, парадные лестницы и парк. Обратите внимание: вот на этом кадре художникам пришлось постараться и дорисовать второй этаж дворца, а также горы на заднем плане. Получилось невероятно красиво!
А еще в «Двенадцатой ночи» показали римско-католическую церковь в Ялте. Собор построили к 1906 году, а сегодня это здание в статусе объекта культурного наследия народов России.
Создателям «Двенадцатой ночи» пришлось потрудиться и для павильонных съемок: на студии Ленфильм построили грандиозные декорации с интерьерами.
Ливадийский дворец появился в еще одной советской комедии
После успешных съемок Ливадийского дворца для «Двенадцатой ночи» режиссер Ян Фридман решил еще раз использовать эту величественную достопримечательность для своего нового фильма.
Спустя 20 лет, в 1976-м, он приступил к съемкам комедии «Собака на сене» по одноименному произведению Лопе де Вега. Дух старинной Испании авторы фильма передали благодаря все тому же Ливадийскому дворцу и его парку.
Сами того не подозревая, зрители во время просмотра фильма видят не старинную Испанию, а главные моменты архитектурного комплекса в Крыму: дворик в итальянском стиле; лестницу, которую венчает статуя химеры.
Интересно и то, что на период съемок экскурсии в Ливадийском дворце никто не отменял. Поэтому туристы своими глазами видели, как создавался этот легендарный фильм.
Снимать «Человека-амфибию» в экзотическом море было слишком дорого. Где в СССР ему нашли замену
Непростая задача стояла и перед режиссерами «Человека-амфибии». В 1960 году Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский создавали не просто кинофантастику.
Во-первых, это был первый в мире фантастический фильм с реальной подводной съемкой. Это означало, что нужно найти место с богатой флорой и фауной. Чеботарев и Казанский мечтали снимать в Саргассовом море, но Госкино не могло выделить такой большой бюджет.
Во-вторых, сюжет разворачивается в знойном Буэнос-Айресе. О выезде в Аргентину тогда, естественно, никто даже не заикался. Но кинематографисты придумали, как решить эту задачу.
Для съемок прибрежных и подводных сцен выбрали Крым — бухту Ласпи, посёлок Кастрополь и подножие скалы Ифигения. Поскольку в местной воде не было такого биоразнообразия, перед подводными камерами поставили огромный аквариум с диковинными рыбами.
А «аргентинскую столицу» снимали в Баку — в районе Ичери-Шехер. Азербайджанский город идеально справился с задачей: до сих пор при просмотре фильма возникает ощущение, что ты в сердце старого Буэнос-Айреса.