Как снимали «Гостью из будущего»: 8 фактов, о которых мало кто слышал

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Вспомнили интересные факты о съемках любимого фильма.

https://docs.google.com/document/d/1qMy4Fkv6dl3aXozaIrZ1K6Am0F8TTmX9YTEDRjCHrCw/edit

Исполнилось 36 лет с момента выхода на экраны фильма «Гостья из будущего» — одного из самых популярных детских сериалов, снятого режиссером Павлом Арсеновым по повести писателя Кира Булычева. Но картина по-прежнему пользуется большим успехом как у детей, так и у взрослых.

Правда, сегодня, в век компьютерных технологий, многие спецэффекты этого фильма кажутся нам наивными и несовершенными. А ведь тогда, в начале 80-х создателям фильма пришлось приложить немало усилий, чтобы создать по-настоящему фантастическую атмосферу.

Вот 8 необычных фактов о съемках этого культового фильма.

Вертера решили «очеловечить»

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

Один из главных героев картины, романтичный робот Вертер, по первоначальному замыслу создателей фильма, действительно должен был быть роботом. Но в процессе работы от этой идеи пришлось отказаться — создание механического робота требовало немалых затрат, а бюджет картины был весьма ограничен.

Тогда и пришла мысль «очеловечить» Вертера и поручить эту роль актеру. После нескольких проб выбор пал на Евгения Герасимова, который мастерски вжился в образ робота.

Постер к/ф «Война роботов» / Koala Cinematografica Nais Film

Внешний вид Вертера скопировали с киборгов из итальянского фильма 1978 года «Война роботов». Костюм ему сшили из ткани, которая использовалась для настоящих скафандров. Блестящая и серебристая, она была очень похожа на настоящий металл, но имела огромный недостаток — не пропускала ни воздух, ни влагу.

Кроме того, костюм Вертера не имел пуговиц и молний (какие могут быть застежки у робота?). Поэтому утром его с большим трудом натягивали на Евгения Герасимова, а снимали только вечером. И весь съемочный день артист просто изнывал от жары.

Пираты стреляли из пластмассовых бластеров

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

Немало усилий от создателей фильма потребовала сцена убийства робота Вертера. Чтобы сделать ее максимально эффектной, Герасимову в костюм вставили две металлические пластины с прикрепленными к ним пиропатронами.

В нужный момент артист нажимал кнопку, активирующую запал, и «поджигал» себя пока пираты палили в него из «лазерных» бластеров.

Кстати, бластеры, из которых стреляли Весельчак У (Вячеслав Невинный) и Крыс (Михаил Кононов) были пластмассовыми и стрелять, естественно, не могли. А лазерные лучи, которые мы видим на экране — это мультипликация, нарисованная вручную позже.

Призмы склеили в виде кристалла

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

Основная интрига фильма «Гостья из будущего» закручивается вокруг миелофона — уникального устройства, предназначенного для чтения мыслей. Тот, кто завладеет миелофоном, может стать властителем Вселенной.

Однако в книге Кира Булычева нет четкого описания, как выглядит этот сказочный прибор.

Поэтому художникам картины пришлось немало поломать голову над внешним видом фантастического устройства. В конце концов, кто-то предложил взять в качестве основы призмы, используемые при производстве фотоаппаратов.

Несколько призм разрезали на части и склеили в виде кристалла, а полученный «прибор» поместили в подарочную коробку.

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

Многие помнят, что в момент работы миелофон переливается различными цветами и издает мелодичный звук. Так вот, этот звук — Первый концерт П. И. Чайковского, прокрученный на большой скорости.

«Однажды я прокрутил на проигрывателе Первый концерт Чайковского на высокой скорости. Звук показался мне интересным. Я его записал и дал послушать Паше Арсенову. Мы решили, что так должен звучать миелофон», — рассказывал звукооператор Леонид Вейтков.

«Снимали одну часть, а потом „впечатывали“ к ней другую»

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

Институт Времени снимали в павильонах киностудии имени М. Горького. Бесконечные коридоры, в которых плутают герои, на самом деле были сделаны в относительно небольшой декорации. А эффект запутанности создавался благодаря умелой работе операторов, снимавших одну и ту же точку с разных ракурсов.

Немалую роль сыграло освещение. Обычные лампы накаливания вставили в короба из матового стекла, и иллюзия космического помещения была обеспечена.

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

В качестве кнопок Машины времени было решено использовать кубик Рубика — в начале 80-х эта головоломка была на пике популярности.

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

Над интерьерами Космопорта тоже пришлось немало потрудиться. По словам художника-постановщика фильма Ольги Кравчени, то, что сегодня с легкостью делается на компьютере, тогда приходилось долго и кропотливо создавать вручную.

Внимательно присмотревшись, можно заметить, что вся декорация состоит из двух частей — нижнего объемного макета и нарисованного верхнего купола.

«Снимали одну часть, а потом «впечатывали» к ней другую. Работа кропотливая и трудная. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна», — рассказывала Ольга Кравченя.

Основу нижней декорации составляли колонны из стеклянных трубок, которые специально заказали на одном из химических заводов. И вся съемочная группа переживала, доживут ли хрупкие колонны до нужного эпизода.

Здание Института Времени подвешивали на тросах 

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

Вход в Институт времени снимали в Московском ботаническом саду.

Интересно, что само здание — это макет высотой не более 50 см. Его подвешивали на специальных тросах и перспективно совмещали с поляной. Благодаря этому создавалось полное впечатление, что здание стоит на втором плане, а герои идут на первом.

Оптические эффекты создавались в лаборатории

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

Одним из самых трудных был эпизод с переносом Коли Герасимова во времени. Молнии, радуги и контурные линии и другие оптические эффекты, которые мы видим на экране, делались вручную в лазерной лаборатории. После этого они снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались.

Работа над этим небольшим эпизодом заняла несколько месяцев.

Флипы возили на грузовиках

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

На детей, которые смотрели «Гостью из будущего» в 80-90-х, огромное впечатление произвели летающие кабинки — флипы. В то время даже ходили слухи, что в одном из московских парков есть такой аттракцион.

На самом же деле флипы были обычным реквизитом, который специально для фильма изготовили на заводе в Литве. Из-за высокой стоимости (каждый флип стоил 5 тысяч рублей — на эти деньги тогда можно было купить «Москвич») их сделали всего пять штук.

Естественно, что летать флипы не могли. Их возили на грузовиках, водруженными на специальные конструкции из досок.

Причем, если в кадре нужны было одновременно два флипа, использовали два грузовика, которые должны были плавно ехать рядом. Правда, особенно дотошные зрители могут заметить, что иногда один из флипов начинал покачиваться и как бы проваливаться — это колесо грузовика попало в выбоину на дороге.

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

Помимо полноразмерных флипов, было сделано несколько миниатюрных копий с макетами сидящих в них людей. Их использовали для съемок дальних планов с высоко летящими кабинками.

Минифлипы на проволоке подвешивались к стреле 20-метрового крана, после чего выбирали подходящий задний план. Например, здание гостиницы «Космос». Проволоку позже убирали при помощи ретуши.

Крокодила Сеню играл пенопластовый макет

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

«Космозоо» поначалу снимали в Гаграх — там много экзотических растений, которые вполне могут сойти за инопланетные. Но работа затянулась, наступил ноябрь, и погода резко ухудшилась. И однажды шквал смыл все декорации. После этого съемку решили продолжить летом в Московском ботаническом саду.

Атмосферу населенного экзотическими инопланетными животными зоопарка создавали с помощью разнообразных звуков дикой природы. Хотя на самом деле настоящих животных практически не было.

К/ф «Гостья из будущего» / Киностудия имени Горького по заказу Гостелерадио СССР

Например, роль крокодила Сени, мысли которого пыталась прочитать Алиса, играл пенопластовый макет. В некоторых сценах, внимательно приглядевшись, можно даже увидеть водолазов, управляющих Сеней из воды.

Конечно, нам, сегодняшним зрителям, многие спецэффекты 80-х, использованные в фильме «Гостья из будущего» кажутся наивными и несовершенными. Поэтому не так давно появилась информация, что картину собираются переснять с использованием современных технологий.

Новый фильм еще не взят в производство. Но его будущие создатели обещают, что в их версии сохранятся все сюжетные ходы и не будет ничего лишнего, кроме современных спецэффектов.

22
1
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook