Исполнилось 36 лет с момента выхода на экраны фильма «Гостья из будущего» — одного из самых популярных детских сериалов, снятого режиссером Павлом Арсеновым по повести писателя Кира Булычева. Но картина по-прежнему пользуется большим успехом как у детей, так и у взрослых.
Правда, сегодня, в век компьютерных технологий, многие спецэффекты этого фильма кажутся нам наивными и несовершенными. А ведь тогда, в начале 80-х создателям фильма пришлось приложить немало усилий, чтобы создать по-настоящему фантастическую атмосферу.
Вот 8 необычных фактов о съемках этого культового фильма.
Вертера решили «очеловечить»
Один из главных героев картины, романтичный робот Вертер, по первоначальному замыслу создателей фильма, действительно должен был быть роботом. Но в процессе работы от этой идеи пришлось отказаться — создание механического робота требовало немалых затрат, а бюджет картины был весьма ограничен.
Тогда и пришла мысль «очеловечить» Вертера и поручить эту роль актеру. После нескольких проб выбор пал на Евгения Герасимова, который мастерски вжился в образ робота.
Внешний вид Вертера скопировали с киборгов из итальянского фильма 1978 года «Война роботов». Костюм ему сшили из ткани, которая использовалась для настоящих скафандров. Блестящая и серебристая, она была очень похожа на настоящий металл, но имела огромный недостаток — не пропускала ни воздух, ни влагу.
Кроме того, костюм Вертера не имел пуговиц и молний (какие могут быть застежки у робота?). Поэтому утром его с большим трудом натягивали на Евгения Герасимова, а снимали только вечером. И весь съемочный день артист просто изнывал от жары.
Пираты стреляли из пластмассовых бластеров
Немало усилий от создателей фильма потребовала сцена убийства робота Вертера. Чтобы сделать ее максимально эффектной, Герасимову в костюм вставили две металлические пластины с прикрепленными к ним пиропатронами.
В нужный момент артист нажимал кнопку, активирующую запал, и «поджигал» себя пока пираты палили в него из «лазерных» бластеров.
Кстати, бластеры, из которых стреляли Весельчак У (Вячеслав Невинный) и Крыс (Михаил Кононов) были пластмассовыми и стрелять, естественно, не могли. А лазерные лучи, которые мы видим на экране — это мультипликация, нарисованная вручную позже.
Призмы склеили в виде кристалла
Основная интрига фильма «Гостья из будущего» закручивается вокруг миелофона — уникального устройства, предназначенного для чтения мыслей. Тот, кто завладеет миелофоном, может стать властителем Вселенной.
Однако в книге Кира Булычева нет четкого описания, как выглядит этот сказочный прибор.
Поэтому художникам картины пришлось немало поломать голову над внешним видом фантастического устройства. В конце концов, кто-то предложил взять в качестве основы призмы, используемые при производстве фотоаппаратов.
Несколько призм разрезали на части и склеили в виде кристалла, а полученный «прибор» поместили в подарочную коробку.
Многие помнят, что в момент работы миелофон переливается различными цветами и издает мелодичный звук. Так вот, этот звук — Первый концерт П. И. Чайковского, прокрученный на большой скорости.
«Однажды я прокрутил на проигрывателе Первый концерт Чайковского на высокой скорости. Звук показался мне интересным. Я его записал и дал послушать Паше Арсенову. Мы решили, что так должен звучать миелофон», — рассказывал звукооператор Леонид Вейтков.
«Снимали одну часть, а потом „впечатывали“ к ней другую»
Институт Времени снимали в павильонах киностудии имени М. Горького. Бесконечные коридоры, в которых плутают герои, на самом деле были сделаны в относительно небольшой декорации. А эффект запутанности создавался благодаря умелой работе операторов, снимавших одну и ту же точку с разных ракурсов.
Немалую роль сыграло освещение. Обычные лампы накаливания вставили в короба из матового стекла, и иллюзия космического помещения была обеспечена.
В качестве кнопок Машины времени было решено использовать кубик Рубика — в начале 80-х эта головоломка была на пике популярности.
Над интерьерами Космопорта тоже пришлось немало потрудиться. По словам художника-постановщика фильма Ольги Кравчени, то, что сегодня с легкостью делается на компьютере, тогда приходилось долго и кропотливо создавать вручную.
Внимательно присмотревшись, можно заметить, что вся декорация состоит из двух частей — нижнего объемного макета и нарисованного верхнего купола.
«Снимали одну часть, а потом «впечатывали» к ней другую. Работа кропотливая и трудная. Нужно было также совместить свет, цвет на обоих изображениях, чтобы линия соединения была незаметна», — рассказывала Ольга Кравченя.
Основу нижней декорации составляли колонны из стеклянных трубок, которые специально заказали на одном из химических заводов. И вся съемочная группа переживала, доживут ли хрупкие колонны до нужного эпизода.
Здание Института Времени подвешивали на тросах
Вход в Институт времени снимали в Московском ботаническом саду.
Интересно, что само здание — это макет высотой не более 50 см. Его подвешивали на специальных тросах и перспективно совмещали с поляной. Благодаря этому создавалось полное впечатление, что здание стоит на втором плане, а герои идут на первом.
Оптические эффекты создавались в лаборатории
Одним из самых трудных был эпизод с переносом Коли Герасимова во времени. Молнии, радуги и контурные линии и другие оптические эффекты, которые мы видим на экране, делались вручную в лазерной лаборатории. После этого они снимались на пленку, а затем кадры сложным способом комбинировались.
Работа над этим небольшим эпизодом заняла несколько месяцев.
Флипы возили на грузовиках
На детей, которые смотрели «Гостью из будущего» в 80-90-х, огромное впечатление произвели летающие кабинки — флипы. В то время даже ходили слухи, что в одном из московских парков есть такой аттракцион.
На самом же деле флипы были обычным реквизитом, который специально для фильма изготовили на заводе в Литве. Из-за высокой стоимости (каждый флип стоил 5 тысяч рублей — на эти деньги тогда можно было купить «Москвич») их сделали всего пять штук.
Естественно, что летать флипы не могли. Их возили на грузовиках, водруженными на специальные конструкции из досок.
Причем, если в кадре нужны было одновременно два флипа, использовали два грузовика, которые должны были плавно ехать рядом. Правда, особенно дотошные зрители могут заметить, что иногда один из флипов начинал покачиваться и как бы проваливаться — это колесо грузовика попало в выбоину на дороге.
Помимо полноразмерных флипов, было сделано несколько миниатюрных копий с макетами сидящих в них людей. Их использовали для съемок дальних планов с высоко летящими кабинками.
Минифлипы на проволоке подвешивались к стреле 20-метрового крана, после чего выбирали подходящий задний план. Например, здание гостиницы «Космос». Проволоку позже убирали при помощи ретуши.
Крокодила Сеню играл пенопластовый макет
«Космозоо» поначалу снимали в Гаграх — там много экзотических растений, которые вполне могут сойти за инопланетные. Но работа затянулась, наступил ноябрь, и погода резко ухудшилась. И однажды шквал смыл все декорации. После этого съемку решили продолжить летом в Московском ботаническом саду.
Атмосферу населенного экзотическими инопланетными животными зоопарка создавали с помощью разнообразных звуков дикой природы. Хотя на самом деле настоящих животных практически не было.
Например, роль крокодила Сени, мысли которого пыталась прочитать Алиса, играл пенопластовый макет. В некоторых сценах, внимательно приглядевшись, можно даже увидеть водолазов, управляющих Сеней из воды.
Конечно, нам, сегодняшним зрителям, многие спецэффекты 80-х, использованные в фильме «Гостья из будущего» кажутся наивными и несовершенными. Поэтому не так давно появилась информация, что картину собираются переснять с использованием современных технологий.
Новый фильм еще не взят в производство. Но его будущие создатели обещают, что в их версии сохранятся все сюжетные ходы и не будет ничего лишнего, кроме современных спецэффектов.