Как в 19 веке девушка из высшего общества выходила в свет в первый раз. 5 фактов, которые сегодня и представить сложно

Маргарита Моисеева,
редакция Femmie

А вы бы хотели оказаться на настоящем балу?

cottonbro / Pexels

Первый выход в свет для девушек 19 века — одно из самых важных событий в жизни. Юную особу представляли высшему обществу, и именно от первого впечатления зависило, как сложится ее жизнь в дальнейшем. Для того, чтобы не бросить тень на честь семьи, существовал целый свод правил. Мы собрали 5 фактов о том, каким был первый бал для дочерей дворян.

Когда девушки осваивали первые па, им устраивали специальные детские балы

Девочки 19 века учились тем вещам, которые помогли бы им произвести успех на приемах и балах: это были языки, танцы, музыка и рисование. В меньшей степени изучали арифметику, литературу, домоводство и религию.

Если девушки из обеспеченных семей могли получить хорошее домашнее образование, то дочери небогатых дворян были вынуждены учиться в государственных заведениях, где обучение строилось гораздо хуже.

Танцам девочек начинали обучать в 5-6 лет. Когда они осваивали азы, для них устраивали специальные детские балы. Об одном из таких мероприятий писал Лев Толстой в романе «Война и мир»:

«У Иогеля были самые веселые балы в Москве. Это говорили матушки, глядя на своих подросточков, выделывающих свои только что выученные па; это говорили и сами подросточки и подростки, танцевавшие до упаду… было то, что на эти балы еще езжали только те, кто хотел танцевать и веселиться, как хотят этого тринадцати и четырнадцатилетние девочки, первый раз надевающие длинные платья».

На первый настоящий бал девушке нельзя было наряжаться

Первые настоящие выходы в свет у девушек начинались в возрасте 18-20 лет. На первый бал девушкам шили лаконичные белые платье с розовым или голубым поясом. Простота приветствовалась и в украшениях: в волосы можно было вставить цветы, а на шею надеть нитку жемчуга. Вычурность считалась дурным тоном:

«Молодая девушка, являющаяся на первый бал в розовом платье, отделанном цветами и лентами, с золотым колье или браслетами, произвела бы крайне неприятное впечатление», — говорится в книге «Светский человек, изучивший свод законов общественных и светских приличий».

Обязательными атрибутами первого бала были туфли без каблука, а еще перчатки — касаться других людей голыми руками считалось верхом неприличия.

Девушку сопровождал отец или другой старший родственник

На дебют в свете девушку обязательно сопровождал отец или другой старший родственник. Сопровождающий представлял девушку своим друзьям, а ему представлялись кавалеры, которые претендовали на танец с дебютанткой.

Девушку также могла сопровождать мать — это был один из тех случаев, когда замужней женщине позволялось выходить в свет без мужа.

На первый бал Наташи Ростовой из «Войны и мира» ее сопровождали и отец, и мать. Несмотря на это, она все равно очень волновалась:

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше».

Девушка записывала в блокнот, кому из кавалеров она обещала тот или иной танец

Дебютантку встречала хозяйка бала и представляла ее тем кавалерам, которых посчитала достойными танца с девушкой. При этом девушка должна была четко помнить, кому из кавалеров она обещала тот или иной танец. Оплошность могла стоить репутации.

Чтобы избежать неприятных ситуаций, дамы пользовались специальными блокнотами, которые назывались «карне» или «агенда». В блокнот они записывали танцы и кавалеров.

В романе «Война и мир» хозяйка забыла представить Наташу Ростову кавалерам, и она рисковала просидеть весь бал в одиночестве:

«Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись идти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской… у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины…»».

К счастью, Наташе посодействовал Пьер Безухов. Он порекомендовал ее князю Андрею Болконскому, и девушка не осталась стоять у стены.

Девушкам стоило избегать излишней застенчивости, чтоб не прослыть слишком гордой

Манеры на балу были не менее важны, чем внешний вид. Например, перед первым балом Наташа Ростова старалась выглядеть так, как, по ее мнению, должна выглядеть настоящая светская дама:

«Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью, <…> она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною…»

Хорошо, что Наташе удалось держаться непринужденно. Излишняя гордость могла оставить о ней неприятное впечатление в обществе. Не стоило впадать и в другю крайность — застенчивость. В книге «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон», которая вышла в 1889 году в Санкт- Петербурге говорится:

«Однако же, молодые женщины, еще мало бывшие в свете, должны остерегаться излишней застенчивости, которая не только набрасывает неприятную тень на их природные способности, делает их неразвязными и сообщает им смешной вид, но может даже подать повод тем, кто их мало знает, к упреку в гордости».

Лев Толстой не зря так подробно описывал первый бал Наташи Ростовой. Уместные наряды и манеры, старшие сопровождающие и кавалеры — все это было важным для дебютантки. Но балы вместе с их условностями уже ушли в прошлое. Хорошо это или плохо — каждый решает для себя.

8
1
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook