Ключ к счастью — видеть красоту во всем (даже в неприглядных вещах)

Виктор Поспелов,
редакция Femmie

Любой может видеть красоту в красивых вещах. Это не так сложно.

Взглянуть на пик горы, увидеть выстроенные в ряд деревья и покрытые холмы прямо перед собой, и тут же почувствовать, как захватывает дыхание. Видеть малого ребенка и согреваться мыслью о том, насколько он невинен. Или забрести на нетронутый луг и замереть, ловя мгновение спокойствия.

Каждый подобный эпизод из нашей жизни — бесценный опыт. В такие моменты мы одновременно малы и велики, свободны и соединены с вечностью.

Проблема, конечно, заключается в том, что в жизни недостаточно таких моментов. Более, чем недостаточно.
И правда, секрет счастья и достойной жизни кроется в том, чтобы выявить, как создать такой момент, где бы ты ни был и когда бы то ни было.

На прошлой неделе я написала, что ключ к счастью лежит в осознании, что всё неважно. И это так. Если взглянуть на вещи объективно и непредвзято, вы будете чувствовать себя более гармонично, менее опустошенно и раздраженно. Но, с другой стороны, в жизни так много мерзкого и жесткого, что способность находить прекрасное во всем – даже в скучном или том, что кажется отвратительным, — очень сильный и полезный навык. На деле, он также является ключом к счастью.

Нечеткие кошачьи следы на пыльном автомобильном следе. Горячий пар, поднимающийся утром из водоприёмной решетки в Нью-Йорке. Запах асфальта сразу после того, как на него упали первые капли дождя. Никто не говорит о таких вещах – люди болтают о заповедной болотистой местности на юге Флориды, называемой Эверглейдс, или же о пурпурном закате, играющим лучами в вековых руинах, или о виртуозном выступлении, которое посчастливилось увидеть или услышать. Но что характерно для всех этих моментов? Что из перечисленного мы видим более часто?

Капельки пота, собравшиеся и поблескивающие на верхней губе женщины; пол, забросанный детскими игрушками в порыве истинного удовольствия и радости от игр. Прогулка вниз по улице, когда музыка в наушниках начинает сопровождать все, что происходит вокруг. Удовольствие от сдачи проекта до дедлайна; недолгоиграющая тишина, вызванная отсутствием «входящих» в почтовом ящике или же глухой звук крепкого рукопожатия, которое идеально дополнило твою руку.

Мы очень много забываем в этой жизни – случайность и хаотичность начинают сопровождать её, весь мир мы называем домом, а существование – жизнью. Забываем о моментах и мгновении, которое происходит с нами здесь и сейчас. Был ли это Бог (или сонм богов), принесший нас сюда, или же не поддающаяся оценке совокупность случаев эволюции, все это заслуживает уважения и бесконечно удивляет и восхищает, когда начинаешь задумываться. И мысли о Боге, и мысли о бесконечной эволюции превращают обычные эпизоды жизни в невероятные, восхищающие и будоражащие сознание. 


Говорят, что стоиков сложно читать, потому что они писали с очень негативной коннотацией, но все эти доводы разбиваются потрясающе красивыми речевыми оборотами Марка Аврелия в произведении «К самому себе». В одном из пассажей он подмечает следующее: «выпекающийся хлеб трескается в некоторых местах и эти трещинки, хотя и не подразумевают искусства пекаря, бросаются в глаза и только усиливают наш аппетит». В другом пассаже Марк Аврелий восхваляет «обаяние и привлекательность» природного хода вещей: «стебли созревшего спелого зерна, нахмуренный лоб льва, пена, капающая из пасти кабана». О своей бренности он писал так: «Пройду через этот лоскут времени в гармонии с природой», «Прибудьте к своему последнему месту отдыха с достоинством, — так падает на землю спелая оливка, восхваляя землю, вскормившую ее, и благодарная дереву, на котором выросла».

За образность и яркость данных пассажей мы можем благодарить учителя риторики Марка Аврелия – Марка Корнелия Фронто. Корнелий Фронто считался лучшим римским оратором, вслед за Цицероном, и он был выбран отчимом Аврелия, чтобы обучать мальчика письму и речи. Фронто думал, что он готовит Марка для публичных выступлений, но на деле Аврелий использовал полученные навыки для уединенных размышлений. Данные поэтические высказывания держались в секрете и не оглашались, — они создавались без подозрения, что их кто-то может увидеть.

Вместо этого, они были использованы для важного упражнения. Марк Аврелий писал в одиночку, для самого себя, ища глубинные смыслы и мудрость, пытаясь выявить правду и красоту во всех сферах жизни – все это для того, чтобы найти в них счастье и смысл. И нам нужно делать так же – если только мы не хотим быть изнурены и ослаблены грубостью и негативом, который нас окружает.

Экономист Расс Робертс недавно написал поэму и назвал ее «Нечто удивительное – Хлеб», и это название — яркая иллюстрация практики Марка Аврелия. Творение Робертса не что иное, как шутливая дань уважения учениям Адама Смита:

Как же все-таки великолепно и странно, что вы чувствуете голод, идете в магазин и находите на полке хлеб, который несколько минут назад вы и не думали, что захотите. Как пекари это узнали? Кто эти люди, что сделали хлеб? Что их мотивировало? Как они так хорошо справились?

Даже неприятные и негативные, по природе своей, моменты, могут быть увидены с другой, прекрасной, по-своему, стороны. Отступите назад и посмотрите, с какой страстью и как живо человек проявляет свою ярость. Посмейтесь над «идеальностью» какой-то вещи и над тем, что на деле все пошло наперекосяк и не так, как задумывалось. Осознайте всю ужасающую восхитительную мощь и внушительность природных катаклизмов. Разве это не лучше, чем видеть мир в сплошных черных красках?

Итак, да, Марк Аврелий провел много времени, играя со своими «презрительными» выражениями, снимая с них мишуру и избавляя от «легенд, их приукрашивающих». Однако он потратил столько же времени и на то, чтобы развить видение художника, дабы видеть красоту в обычном или видеть ее в тех событиях, которые, на первый взгляд, не кажутся таковыми. И тот, и другой пункт важен, оба – работа для истинного философа.

Человек, который видит только негатив, — это человек, который при задержке самолета заявит, что время до отлета для него потеряно. Но есть и такие, кто обнаружит, что три часа задержки самолета, – это возможность понаслаждаться жизнью, понаблюдать за людьми, напомнить самому себе, какой он везунчик, — вот такой-то человек и живет по-настоящему. И жизнь будет идти в позитивном ключе, пока есть такие люди.

Ясность в том, чего другие не видят, поиск благодати и гармонии там, мимо чего многие проходят. В большинстве своем, именно в таких местах и моментах и кроется счастье.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook