Мальчик-паж все-таки стал волшебником. Кем вырос 12-летний школьник из «Золушки»

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Игорь Клименков сыграл всего в двух фильмах, а свою жизнь решил посвятить совершенно другому мастерству.

К/ф «Золушка» / Ленфильм

«Я не волшебник, я только учусь. Но дружба помогает нам делать настоящие чудеса», — эта фраза мальчика-пажа из культового фильма-сказки «Золушка» 73 года назад прославила 12-летнего ленинградского школьника Игоря Клименкова. Несмотря на то, что Игорь не захотел связать свою жизнь с кино, волшебником он все-таки стал, научившись мастерить гитары.

«Какие еще пробы? Не мешайте, дядя, читать»

Режиссеры «Золушки» Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро почти полгода не могли найти исполнителя на небольшую роль мальчика-пажа. В поисках юного артиста члены съемочной группы ходили по школам, посещали различные детские кружки и студии, приглядывались к ребятишкам на улице. Но подходящий типаж им никак не попадался.

Однажды ассистент режиссера зашел в читальный зал библиотеки Дворца пионеров. И за одним из столов неожиданно увидел кудрявого мальчугана, увлеченно читавшего книгу. К удивлению киношника, в ответ на его предложение прийти на кинопробы, мальчик отмахнулся:

 «Какие еще пробы? Не мешайте, дядя, читать».

Но ассистент режиссера решил не сдаваться. Он написал записку с адресом Ленфильма и положил ее мальчику в карман курточки — авось дома прочтет.

Этим мальчиком из библиотеки оказался 12-летний ленинградский школьник Игорь Клименков, которому и суждено было сыграть мальчика-пажа в знаменитой сказке.

К/ф «Золушка» / Ленфильм

Как вспоминал впоследствии сам Игорь, сниматься в кино ему абсолютно не хотелось. В тот момент он серьезно занимался рисованием и ходил в секцию фехтования. Но родители мальчика считали по-другому.

«Спустя две недели матушка, собираясь стирать мою куртку, нашла в кармане эту злополучную записку, а отец буквально за шиворот притащил меня на студию», — рассказывал Клименков.

Пробы Игоря оказались удачными и его утвердили на роль.

«Так! Ребенок опять голодный»

По словам Клименкова, в съемочном процессе он не видел ничего интересного. Например, чтобы снять 2-3 минутный эпизод, работники киностудии по нескольку часов устанавливали декорации и выставляли свет. А артистам и массовке все это время приходилось мерзнуть в неотапливаемых павильонах.

Единственное, что примиряло Игоря с работой в кино — знакомство с известными артистами: Яниной Жеймо, Эрастом Гариным, Фаиной Раневской. Последняя, увидев мальчика, сразу принималась закармливать его бутербродами.

Фаина Раневская в роли Мачехи в к/ф «Золушка» / Ленфильм

«Так! Ребенок опять голодный. И никто не догадался его покормить», — ворчала при этом знаменитая актриса.

На высшем образовании Клименков поставил жирную точку

Премьера «Золушки» состоялась в мае 1947 года. И буквально наутро Игорь Клименков проснулся знаменитым. На киностудию пачками приходили письма в адрес маленького пажа. Зрители хвалили мальчика и спрашивали, когда ожидать следующего фильма с его участием.

Но Игорь, несмотря на огромную популярность, по-прежнему не собирался связывать свою судьбу с кино. Правда, через два года он еще раз появился на экране в картине «Счастливого плавания». Но после этого раз и навсегда сказал, что больше сниматься не будет.

К/ф «Счастливого плавания» / Ленфильм

И когда через несколько лет родители все-таки затащили Игоря на кастинг в фильм «Навстречу жизни», мальчик сделал все, чтобы провалить пробы.

Несмотря на сопротивление сына, мама и папа видели его только артистом. Поэтому уговорили Игоря после школы поступить в театральный институт. Но парень ушел из него, не проучившись и года.

Игорь подал документы в художественно-промышленное училище имени В. Мухиной, но не прошел по конкурсу. А поступив в пединститут, бросил через несколько семестров. После этого он поставил на высшем образовании жирную точку.

«Я начал ломать гитары»

Находясь на распутье, Игорь решил научиться играть на гитаре. И сам не заметил, как увлекся этим делом всерьез. По совету родителей парень стал брать уроки у  музыкантов Ядвиги Ковалевской и Бориса Вольмана.

Клименков делал поразительные успехи. Уже через год он сам открыл секцию гитары в Доме художественной самодеятельности, а еще через несколько лет — отделение гитары в Ленинградском музучилище.

Теперь уже сам Игорь стал педагогом. В 1962 году он даже издал «Сборник пьес для шестиструнной гитары». Кроме того, Клименков научился сам мастерить гитары.

«Я начал ломать гитары, пытаясь заглянуть внутрь и понять, почему отечественные гитары так ужасно звучат», — рассказывал он.

Свою лучшую гитару Клименков сделал из царского стола

Интересно, что материал для своих инструментов Игорь Клименков находил на… городских помойках. Дело в том, что в 60-е годы, эпоху модернизма, многие начали избавляться от громоздких «дедовских» шкафов, столов и диванов. Поэтому порой на свалке можно было обнаружить настоящие шедевры мебельного искусства. Вот их-то и использовал для своей работы Клименков.

Например, свою самую лучшую гитару мастер сделал из 300-летнего стола палисандрового дерева, некогда стоявшего в императорском дворце. Когда во время революции царские покои были разграблены, стол по частям вывез придворный мастер-краснодеревщик.

Клименков познакомился с этим человеком, когда тот был уже глубоким стариком. Он-то и рассказал Игорю историю старинного стола, а позже, перед смертью, подарил его гитаристу.

«Любая на моем месте потеряла бы голову»

Со своей будущей женой Клименков встретился тоже благодаря гитаре. Ирэна Зыкова была одной из его учениц. 32-летний Игорь влюбился с первого взгляда, но девушке тогда было только 17 лет. И музыкант терпеливо ждал год, когда его избранница достигнет совершеннолетия.

«Он красиво говорил, возвышенно, о вещах необычных — любая на моем месте потеряла бы голову от такого идеалиста. И я полюбила его, самоотверженно, без сомнений, и поэтому не замечала трудностей», — вспоминала впоследствии Ирэна.

Едва Ирэне исполнилось 18 лет, они сыграли свадьбу. А через несколько лет у молодых супругов родился единственный сын Николай.

В конце 60-х супруги Клименковы перебрались из Ленинграда в Эстонию, в Пярну. На жизнь они зарабатывали совместными концертами и уроками музыки. Кстати, среди учеников Клименкова были такие известные в Эстонии гитаристы, как Хейки Мятлик и Калле Вилпуу.

Имя Клименкова занесли в «Энциклопедию гитарного искусства»

Однажды в самом начале 80-х на одном из концертов Клименковых оказался председатель крымского колхоза «Победа» Александр Перепадин. После выступления он подошел к артистам, чтобы поблагодарить за доставленное удовольствие и, как бы между прочим, предложил им перебраться в свое село.

Дело в том, что как раз в это время в колхозе-миллионнике, которым руководил Перепадин, собирались открывать музыкальную школу. Вот председатель и подыскивал музыкантов по всему Советскому Союзу.

Уговаривая Клименковых переехать в Крым, Перепадин пообещал, что им сразу же выделят большой дом, в котором будет место для гитарной мастерской. Этот факт сыграл решающую роль и вскоре супруги поселились в селе Новенькое недалеко от Бахчисарая.

Игорь стал работать директором музыкальной школы, а в свободное время занимался любимым делом — мастерил гитары. И делал это настолько профессионально, что через несколько лет имя мастера Клименкова занесли в «Энциклопедию гитарного искусства» и в справочник «Художественный фонд России».

Имеются также сведения, что инструментами Клименкова интересовался знаменитый венесуэльский гитарист и композитор Алирио Диас.

«Светлячок» успешно гастролировал по Крыму

Спустя несколько лет после переезда в Крым Игорь и Ирэна решили открыть собственный небольшой кукольный театр. Свое детище они назвали «Светлячок». При этом и оформление помещения, и декорации, и даже сами куклы были сделаны руками супругов Клименковых. Причем все, кто побывал на их спектаклях, рассказывали, что куклы в «Светлячке» были ничуть не хуже, чем в знаменитом Московском театре Образцова.

В конце 80-х-начале 90-х «Светлячок» с большим успехом гастролировал по городам и поселкам Крыма. Одновременно со спектаклями Игорь и Ирэна устраивали небольшие гитарные концерты. По воспоминаниям близкой знакомой супругов Клименковых, в те годы они буквально светились от счастья.

«Коля по жизни более практичный, чем мы»

Единственное, что огорчало Игоря и Ирэну, — то, что сын Николай не захотел пойти по стопам родителей.

«Коля не может понять нашего фанатичного увлечения творчеством, из-за этого у нас не раз случались ссоры. Он по жизни более практичный, чем мы», — говорила тогда Ирэна.

И действительно, Николай Клименков, повзрослев, решил заняться собственным бизнесом. А поскольку стартового капитала у него не было, парень забрал все имеющиеся средства у родителей и взял несколько кредитов на довольно солидную сумму.

Но, как это часто случалось в 90-х, бизнес Николая прогорел. И чтобы спастись от наседавших кредиторов, молодой человек уехал: сначала в Москву, а потом и вовсе из страны. А свои долги благополучно оставил папе с мамой.

И Клименковым ничего не оставалось, как расплачиваться с кредиторами непутевого сына. Первым делом они продали старинную музыкальную шкатулку ХIХ века и уникальную гитару, доставшиеся Ирэне по наследству. Следом «с молотка» пошли все гитары, сделанные руками Игоря.

Но и этих денег оказалось мало. И тогда супругам пришлось расстаться с любимым детищем — театром. Его купил у них симферопольский бизнесмен для своего сына.

Игорь Клименков / Фото из ЖЖ Станислава Садальского

Поскольку к тому времени в музыкальной школе Клименковы уже не работали, то им ничего не оставалось, как перебиваться случайными уроками. К некоторым ученикам Игорю приходилось даже ездить на велосипеде в Бахчисарай. Тем не менее, на людях супруги старались держаться и не показывали виду, как им туго живется.

«Гитары он делал до самой смерти»

Но недаром говорится: пришла беда — отворяй ворота. Однажды, когда Игорь колол во дворе дрова, щепка отскочила от топора и попала ему в глаз. Врач, к которому обратился мужчина, посоветовал ему немедленно ехать в Симферополь или Москву на операцию. Но какая могла быть операция, когда Клименковы едва сводили концы с концами.

Вскоре поврежденный глаз полностью ослеп. А самое страшное, что и на втором глазу зрение стремительно стало падать.

 «Но Игорь не сдавался. Пока видел хоть что-то, каждый день ездил на велосипеде, а уж гитары продолжал делать, даже когда зрение полностью ушло, до самой смерти», — говорила знакомая семьи.

12 марта 2006 года, не дожив всего один день до своего 72-летия, Игорь Клименков скончался. Похоронен он на кладбище в селе Новеньком Бахчисарайского района.

25
2
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook