Семен Фарада мог бы быть инженером, Татьяна Пельтцер работала машинисткой на заводе, а Юрий Никулин от безысходности пошел в цирк. Но однажды они попали в мир кинематографа и в итоге стали любимыми артистами для миллионов зрителей. Расскажем про 10 советских актеров и актрис, у которых не было актерского образования, но это не помешало им достичь славы.
Как Юрий Никулин просто «пытался подзаработать», а стал народным любимцем
Артисту было 36 лет, когда он впервые появился в кино. Как-то раз Никулин встретился со своим приятелем, сценаристом Владимиром Поляковым. Тот сказал:
«Слушай, хочешь подзаработать? Сейчас по нашему с Борисом Ласкиным сценарию ставится фильм „Девушка с гитарой“. Там есть два эпизода, на которые никак не могут найти артистов. Хочешь?»
Конечно, Никулин хотел. Хоть картину и нельзя назвать удачной по мнению критиков, но актера заметили. И стали предлагать ему другие роли. Так у нас и появился наш замечательный Балбес, Горбунков и другие герои.
А ведь талантливейший артист и просто хороший человек Юрий Никулин мечтал быть актером с детства. В него верил отец, руководитель театрального кружка. Но в жизнь подросшего Никулина вмешалась война. После службы он пытался поступить во ВГИК, но его не приняли: не разглядели талант. И предложили молодому человеку пойти работать в цирк.
От безысходности Никулин действительно подал документы в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Так начался первый виток его карьеры.
«Бегала две недели». Как Гайдай «влюбился» в Наталью Крачковскую
На самом деле в становлении карьеры актрисы «виноват» ее супруг. Актриса вышла замуж за звукооператора Владимира Крачковского, а тот свел ее с Гайдаем. Да так свел, что никто развести эту парочку не мог. Даже другие режиссеры брали Крачковскую на съемки редко, потому что «она была гайдаевской!».
А автор «12 стульев», пригласив актрису на роль мадам Грицацуевой, просто по уши в нее влюбился. Платонически, конечно. Так Крачковская вспоминала сцену, где она бегала за Бендером:
«Мне сразу сказали, что я все в этой сцене буду делать сама — дублершу на меня найти очень трудно. Я пришла в павильон, вижу — там выстроена извилистая лестница в пять этажей высотой. „Вы по ней бегать будете“. Я спросила: „Сколько?“ — „Ну, сколько сможете“. В общем, я бегала ровно две недели».
Все это удивительно, ведь изначально мать усиленно направляла будущую звезду в сторону… архивного дела. Хотя сама Крачковская мечтала о сцене. Ее фантазии и правда сбылись — только намного позже.
Вот какие качества помогли Семену Фараде стать известным
В 1975 году на актера Семена Фараду обратил внимание известный режиссер Юрий Любимов и позвал его в Театр на Таганке. Его ни капли не смущало то, что сцена для артиста — просто хобби:
«Юмор и живость, его живость просто, ну, как человеческие качества. Шарм определенный, его забавность, как он умеет рассказывать, подмечать жизненные всякие коллизии».
До этого Фарада уже снимался в кино, но в эпизодических ролях. Но после «Таганки» на него посыпались хорошие предложения от известных режиссеров, и артист окончательно сменил профессию. Ведь на самом деле он был далеко не актером.
После школы Семен Фарада поступил в Бауманское училище на инженера, а затем четыре года служил на флоте. Еще с юности будущий артист тяготел к творчеству, так что, вернувшись домой, пришел в студенческий театр МГУ «Наш дом» и параллельно работал по профессии.
Но, к счастью, все вышло как нельзя лучше, и мы познакомились с замечательными Маргадоном из «Формулы любви», гостем из «Чародеев», мистером Томпсоном из «Человека с бульвара Капуцинов» и другими героями Фарады.
Упорство и талант. Вот как Фаина Раневская добилась Всесоюзной славы
Режиссер Михаил Ромм в 1934 году приступил к съемкам фильма «Пышка» и случайно встретил актрису на улице. Он понял, что именно Раневской и не хватало в касте. После выхода фильма актриса стала популярной и у кинематографистов и могла выбирать себе роли, а не соглашаться на все подряд.
Так у нас появилась обаятельная мачеха из «Золушки» и фраза «Муля, не нервируй меня!».
Но на самом деле ничто не предвещало того, что Фаина Раневская станет артисткой. Фанни Фельдман — это ее настоящее имя — с детства заикалась и была застенчивой. Какая уж тут сцена?
Но девочка мечтала о ней каждый день. И смогла измениться к лучшему. Только вот повзрослевшую Фанни никуда не брали — признали «неспособной к сцене».
Тогда она написала письмо известному режиссеру Александру Таирову и попросила взять ее в труппу театра. Дебют получился успешным. Но и на этом Раневская не успокоилась.
Она собрала все свои снимки и отправила на «Мосфильм», чтобы ее пригласили на пробы в настоящее кино. Однако фотографии вернули с пометкой, что они «никому не нужны». А потом случилось чудо — та самая встреча с Роммом.
Из шофера в артисты. Как Виктор Авилов покорил советское кино
Виктор Авилов, в первую очередь, это блистательный Монте-Кристо из «Узника замка Иф».
«Меня совершенно потрясло Витино лицо. Выражение глаз. В них читалась биография целая. Судьбу этого человека не надо было описывать»», — говорил режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
На самом деле в лице Авилова мы потеряли замечательного шофера… Хоть и обрели потрясающего артиста. Как так вышло?
Дело в том, что Авилова по жизни «мотало»: учился он в индустриальном техникуме, служил в химвойсках, работал шофером. Как-то друг его брата Валерий Белякович позвал молодого человека организовать любительский театр. Тот согласился — а почему бы и не попробовать.
Буквально через пару лет вся Москва ходила в театр «на Авилова». Он обрел просто бешеную популярность у зрителей. И параллельно начал сниматься в кино. Сначала были «Господин оформитель» и «По траве босиком». А потом и знаменитый «Узник».
Не об актерстве. Вот о чем на самом деле мечтала Ия Саввина
Ия Саввина участвовала в студенческом театре, когда ее случайно заметил актер Алексей Баталов. Он вместе с режиссером Иосифом Хейфицем уже давно искал кого-то на роль в фильме «Дама с собачкой».
Увидев студентку, он понял — вот ее и не хватало. Картину отметили несколькими наградами на кинофестивалях, в том числе и в Каннах. А в Ию Саввину влюбился весь СССР.
Удивительное дело: даже сама Фаина Раневская, известная всем острым языком, попросила адрес молодой актрисы, чтобы сделать ей несколько комплиментов.
А ведь изначально Саввина хотела учиться на филфаке. Но в год, когда она поступала, набор уже закрылся. И девушка поступила на журфак, где и занялась художественной самодеятельностью и встретилась с Баталовым.
«Кеша себя не жалел». Как Иннокентий Смоктуновский пробивал дорогу в кино
Чуть ли не с детства Иннокентий Смоктуновский бесконечно ходил на пробы, снимался во всем, что предлагают. Так Василий Ливанов вспоминал о работе со Смоктуновским на съемках «Неотправленного письма»:
«Кеша себя не жалел. Помню, снимали сцену на Енисее: герой Смоктуновского плывет на плоту. Плот длинным тросом привязали к катеру, а самого Кешку — к плоту. Сказали: „Если почувствуешь себя плохо, подними руку и съёмку остановят“. Кешка довольно быстро поднял руку — из-под винта катера пошли очень сильные волны. Но Урусевский и Калатозов были фанатиками кинематографа: „Ещё минуты 2-3 поснимаем…“
В итоге у Смоктуновского появились проблемы со здоровьем. Но это его не волновало — главное, что роль получилась. И такое упорство артиста объяснимо.
Он был влюблен в театр с детства. Но его творческий путь сразу начался со сложностей: в день премьерного спектакля шестиклассник Смоктуновский так разволновался, что не вымолвил ни слова. И его «попросили» из кружка.
Повзрослевший парень ушел на войну, а затем вернулся и стал ходить в студию при Красноярском театре. Он все так же мечтал о сцене, но все так же ее боялся. Режиссеры не могли разглядеть талант Смоктуновского.
Но актер не сдался и все же стал настоящей звездой.
«Чего такое возят из Москвы в Ленинград». Что пережила Татьяна Пельтцер ради кино
До сих пор непонятно, когда Татьяна Пельтцер все-таки дебютировала. Так, например, первую большую роль она сыграла в «Простых людях» 1945 года, но фильм пролежал на полке 11 лет…
«Помню, приехала я на студию, стою в бюро пропусков, вахтерша меня этак взглядом смерила: „И чего, мол, такое из Москвы в Ленинград возят…“ Козинцев мне потом говорил: „Если бы вы знали, какая у вас была отвратительная проба!“ Но он поработал со мной, и роль удалась», — вспоминала актриса.
Призвание пришло к Пельтцер, когда ей было уже за 50. Зато она до сих пор носит почетное звание «главной бабушки СССР». А это, согласитесь, огромное достижение!
А ведь актерское образование «королева эпизода» так не получила. Этому мастерству она училась с детства — у своего отца, который был артистом. Одно время она играла в Театре им. Моссовета, но ее уволили за профнепригодность.
Артистка долгое время работала машинисткой, затем на заводе, но все это время мечтала о кино. И, к счастью, ее мечты сбылись. Мы всегда будем любить Пельтцер за ее хоть небольшие, но яркие роли: мать жениха в «Морозко», Клавдия Ивановна в «12 стульев», Похлебкина из «Свадьбы с приданым», бабушка из «Вам и не снилось», бабушка из «Приключений желтого чемоданчика».
Вот почему Георгий Юматов так и не получил актерское образование
После войны 19-летний Георгий Юматов хотел строить военную карьеру. Но случайно познакомился с режиссером Григорием Александровым. Тот предложил молодому человеку сняться в эпизоде в фильме «Весна».
Юматов понял, что он нашел свое призвание. И хотел получить образование по специальности. Но Сергей Герасимов отказался принимать Юматова на актерские курсы:
«А вам, молодой человек, учиться нечему. Идите сразу сниматься».
Позже режиссер позвал актера в «Молодую гвардию». А после фильма «Офицеры» Юматов окончательно закрепил свой успех и стал любимцем всего СССР.
Никому не пожелаешь. Где Петр Вельяминов обучился «азам» актерского искусства
Режиссер фильма «Тени исчезают в полдень» Валерий Усков случайно увидел Петра Вельяминова на сцене провинциального театра и понял — зрители ему точно поверят.
Он предложил актеру роль в своей картине. После выхода фильма на мужчину обрушилась невиданная слава. Но дорога к ней была непростой.
Вельяминова репрессировали, когда ему было 16 лет. Парень только собирался поступать в архитектурный. Но вместо этого девять лет занимался тяжелым физическим трудом. А когда вышел, решил играть в театре:
«Я актер без образования. Мой театральный университет — лагерь, где учился я театральному мастерству».
Сначала Вельяминов играл в провинциальных театрах, а затем попал в кино. Артист подарил нам множество невероятных работ: «Пираты XX века», «Опасные друзья», «Ярослав Мудрый» и другие.