Ушел в 71. Как сложилась непростая жизнь Сергея Яковлева, Устина из «Тени исчезают в полдень»

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

Сергей Яковлев не любил рассказывать о своей семье или личной жизни.

К/ф «Тени исчезают в полдень» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Роль Устина Морозова в семисерийном телефильме «Тени исчезают в полдень» по праву можно назвать визитной карточкой актера Сергея Яковлева. Недаром сцена, в которой его герой убивает собственного сына, и сейчас считается шедевром отечественного кинематографа. За всю свою карьеру Яковлев сыграл более 70 ролей. Но почему актер так и не смог превзойти успех «Теней»?

Сергей Яковлев никогда не афишировал подробности своего происхождения

Сергей Яковлев родился 4 августа 1925 года в городе Курган. Позже его семья перебралась в Москву. Сведения о родителях артиста довольно противоречивы.

В одних источниках говорится, что мать и отец Яковлева были репрессированы, поэтому он воспитывался в детдоме. И только через несколько лет Сергея усыновили Сергей Судьин (непродолжительное время занимавший пост наркома внешней торговли СССР) и его жена, художница и актриса Мария Яковлева. Когда же Судьина в 1937 году расстреляли, Мария дала пасынку свою фамилию.

По другим же данным, Сергей Судьин и Мария Яковлева были настоящими родителями будущего артиста.

К сожалению Сергей Яковлев никогда не афишировал подробности своего происхождения. Поэтому достоверно неизвестно, какая из этих двух версий настоящая.

Яковлев был награжден медалью «За отвагу» и Орденом Славы

После гибели отца жилось семье Яковлевых очень трудно. Поэтому, закончив 8 классов школы, Сергей устроился учеником токаря в трамвайное депо. А в вечернее время учился в Школе рабочей молодежи.

Когда началась Великая отечественная война, то Сергей сразу же отправился в военкомат и попросился на фронт. Но в отправке в действующую армию 15-летнему парню отказали и направили его на строительство противотанковых укреплений.

И только в 1943 году, когда Яковлеву исполнилось 18 лет, его призвали на службу. Закончив пехотное училище, Сергей поначалу служил в 7-м запасном воздушно-десантном полку. Позже он стал командиром пулеметного расчета стрелковой роты и в составе 106 гвардейской стрелковой дивизии принимал участие в боях за освобождение Венгрии и Австрии.

В 1945 году Сергей Яковлев был награжден медалью «За отвагу» и Орденом Славы III степени. А в 1985 году, к 40-летию Победы, получил Орден Отечественной войны II степени.

В 1971 году Яковлев окончательно обосновался в Театре киноактера

Демобилизовался Яковлев только в 1947 году. Вернувшись в Москву, он поступил рабочим сцены в Театр литературного чтения. Однажды Сергею даже повезло принять участие в спектакле — в постановке «Живой труп» по роману Льва Толстого он сыграл маленькую роль полового.

Но даже этого единственного сценического опыта было достаточно, чтобы Сергей всерьез «заболел театром». В том же 1947 году он успешно сдал экзамены в ГИТИС и был зачислен в мастерскую известных педагогов А. Лобанова и А. Гончарова.

В 1952 году, став дипломированным актером, Яковлев был зачислен в труппу Драматического театра при Центральном доме культуры железнодорожников. Позже он перешел в Театр на Малой Бронной, затем в Ленком. И только в 1971 году окончательно обосновался в Театре Киноактера, где и прослужил до конца жизни.

Первым фильмом Яковлева стала драма Леонида Гайдая

Одновременно с работой на театральной сцене, Яковлев начал сниматься в кино. В 1976 году он сыграл главную роль в дебютном фильме начинающего режиссера Леонида Гайдая «Долгий путь». Интересно, что, в отличие от всех последующих картин Гайдая, этот был не комедией, а самой настоящей драмой.

К/ф «Долгий путь» / Мосфильм

Герой Яковлева, станционный смотритель Василий Кругликов, сослан в глухой сибирский поселок за то, что стрелял в своего начальника-генерала. Причина простая — генерал решил посвататься к Рае, невесте Кругликова.

И вот, спустя много лет, на станцию, где служит Кругликов, привозят политическую ссыльную. И Василий с удивлением и ужасом узнает в ней свою любимую Раю. Всего несколько минут смогли бывшие жених и невеста побыть вместе, а потом Раю снова отправили по этапу…

Талантливая игра молодого артиста не осталась незамеченной. И вскоре Яковлев стал получать предложения от других режиссеров.

С середины 50-х и до конца 60-х он снялся в 18 картинах, причем во многих ему доставались главные роли.

Самые известные работы Яковлева того времени — Василий Рублев в первой экранизации «Хождения по мукам», художник в картине «Дом с мезонином», академик Иванов в биографическом фильме «Академик из Аскании», Денис Иванович в культовой драме Юлия Райзмана «Коммунист».

С Вадимом Медведевым в к/ф «Хождение по мукам» (1957-1959г)/ Мосфильм
К/ф «Дом с мезонином» / Ялтинская студия художественных фильмов
К/ф «Академик из Аскании» /Мосфильм

Самая сильная сцена в картине — когда Устин убивает собственного сына

Но самой знаменитой, самой звездной ролью Сергея Яковлева стала роль Устина Морозова в семисерийном фильме Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Тени исчезают в полдень», снятого по одноименному роману Анатолия Иванова.

К/ф «Тени исчезают в полдень» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Сергей Яковлев сыграл купеческого сынка Константина Жукова, который с приходом советской власти меняет личину и превращается в простого крестьянина Устина Морозова. Но при этом не только сохраняет ненависть ко всему советскому, но и изо всех сил пытается мстить.

Одна из самых сильных сцен в картине — когда Устин, став полицаем и фашистским прихвостнем, убивает собственного сына Федора.

По воспоминаниям участников съемок, у всех присутствующих на съемочной площадке мурашки побежали по коже, когда Яковлев-Устин, наставив пистолет на исполнителя роли Федора Геннадия Королькова, прокричал-простонал:

«Федька! Я тебя Христом-Богом прошу, отвороти глаза-то! Федька! Отвороти глаза! Федька-а-а!!!»

К/ф «Тени исчезают в полдень» / «Мосфильм» по заказу Гостелерадио СССР

Позже кинокритики назовут этот эпизод шедевром отечественного кинематографа. Кстати, таких исключительных в своем реализме сцен с участием Сергея Яковлева могло бы быть в фильме больше. Но цензура некоторые из них вырезала, именно из-за якобы гипнотической силы их воздействия.

«К выбору ролей Сергей Яковлев всегда относился очень пристрастно»

После огромного успеха «Теней» кинокарьера Сергея Яковлева пошла вверх. Причем, несмотря на очень талантливо сыгранную отрицательную роль, ему по-прежнему предлагали положительных персонажей.

В 70-х Яковлев сыграл тренера хоккейной команды в фильме «Жребий», директора завода Перевалова в «Мальчишки ехали на фронт», начдива в «Буденовке», геолога Голубева в «Голубке», старосту Сыча в драме Ларисы Шепитько «Восхождение».

«К выбору ролей Сергей Яковлев всегда относился очень пристрастно. Отказывался от многих предложений. На наши недоумения по этому поводу отвечал, что никогда не станет сниматься в роли, которая не отражает интересную идею, глубокий характер или настоящую человеческую судьбу», — вспоминал режиссер Геннадий Карпов.

К/ф «Голубка» / Мосфильм

Он наделял своих героев яркими индивидуальными чертами

К сожалению, в последующие годы Сергею Яковлеву все реже доводилось играть главных героев. И хотя предложений от режиссеров по-прежнему было много, в основном это были всего лишь эпизоды.

Но и в эти, порой совсем небольшие роли, артист вкладывал весь свой талант. Он наделял героев индивидуальными чертами, достоверно передавая глубину их чувств и переживаний. Неудивительно, что все сыгранные им персонажи, будь то военные, священники, простые рабочие или аристократы, получались очень достоверными и надолго запоминались зрителям.

Такими стали полковник КГБ Уваров («Смерть на взлете»), Вадим Григорьевич Вислогузов («Профессия— следователь»), отец Диодор («На крутизне»), генеральный прокурор Роман Руденко («Мы обвиняем»).

В 1986 году Сергею Яковлеву было присвоено звание Народного артиста РСФСР.

К/ф «Профессия — следователь» / ТО «Экран»

Помимо съемок в фильмах, Сергея Яковлев занимался озвучиванием отечественных и зарубежных кинолент.

«Он обладал поистине магическим и завораживающим голосом. В нем отражалась вся глубина, и большая человечность его души», — вспоминал Геннадий Карпов.

Кроме того, артист очень хорошо рисовал — все стены в квартире были увешаны его картинами.

Завершить работу над романом Яковлев не успел

В середине 80-х, женившись в третий раз на известной поэтессе Наталии Юрковой, Сергей Яковлев решил попробовать себя в качестве писателя. Совместно с супругой он написал роман «Переворот», по которому сам же потом поставил спектакль в Театре киноактера.

С приходом 90-х, когда число ролей в кино резко уменьшилось, Яковлев начал работу над романом в стихах «Большая медведица», повествующем о судьбах русской интеллигенции. Но завершить эту работу артист не успел — 1 января 1996 года он скончался на 71 году жизни.

После смерти мужа Наталья Юркова продолжила писать роман. Причем, постаралась сохранить тот же ритм, который использовал в своих семистишиях Сергей Яковлев.

К/ф «Во бору брусника» / Свердловская к/ст по заказу Гостелерадио СССР

Свою личную жизнь Яковлев оберегал от чужих глаз

Несмотря на большую популярность, Сергей Яковлев всегда оставался закрытым для широкой публики и практически никогда не давал интервью. В особенности он оберегал от чужих глаз свою личную жизнь.

Поэтому известно лишь, что до Натальи Юрковой артист был женат дважды. В первом браке с актрисой Ниной Харитоновой у него родились двое детей — дочь Любовь и сын Александр.

Вторая жена, тоже актриса Майя Сержане, подарила ему дочь Ингриду. Кроме того, у Яковлева был внебрачный сын Антон.

К сожалению, ни о ком из четырех детей Сергея Яковлева, как и о судьбах его жен, сведений нет.

Присоединяйтесь к Femmie в Facebook