Звезда «Криминального таланта» умер в забвении. Почему Алексей Жарков оказался всеми забыт

Ольга Касьянова,
редакция Femmie

С 70-х и вплоть до начала нулевых Жарков был очень востребованным актером.

К/ф «Тайны дворцовых переворотов» / "Сагиттариус фильм" при поддержке Госкино России

Народный артист России Алексей Жарков никогда не выглядел героем-любовником. Скорее, он напоминал мужичка из соседнего подъезда, с которым можно запросто поболтать «за жизнь» или посидеть за бутылочкой пивка. Но именно в этом и был секрет таланта артиста — увидеть даже в простом человеке яркую индивидуальность и суметь показать ее на экране.

Недаром в 70-90-х Жарков был одним из самых востребованных актеров. А зрители и по сей день помнят и любят его роли в фильмах «Криминальный талант», «Десять негритят», «Торпедоносцы», «Жизнь Клима Самгина», «Парад планет», «Штрафбат» и многих-многих других.

Почему же последние годы жизни Алексей Жарков провел в уединении, забытый режиссерами и коллегами-артистами?

«Дома перед зеркалом я строил рожи»

Алексей Жарков родился 27 марта 1948 года. Его родители были простыми людьми: мама — бухгалтер, отец — плотник. Но все их четверо детей так или иначе связали свою жизнь с искусством. Старший Александр и самый младший Алексей стали актерами, средний брат Анатолий закончил режиссерский факультет института культуры, а сестра Антонина всю жизнь проработала гримером в театре имени В. Маяковского.

По воспоминаниям Алексея Жаркова, он с самого раннего детства хотел быть артистом. Но не театральным, а цирковым.

«Особенно грандиозное впечатление на меня производили клоуны. Дома перед зеркалом я строил рожи, фантазировал, мазался помадой — рисовал себе большой рот», — рассказывал Жарков.

Увлечение цирком продолжалось до тех пор, пока однажды Алеша не услышал концерт уличных музыкантов. Больше всего мальчику понравился аккордеон, но денег на такой дорогостоящий инструмент в семье не было. Тогда Алексей сам смастерил аккордеон из дощечек и картона и с ним выступал перед дворовыми мальчишками.

Увидев, что сын всерьез заинтересовался музыкой, родители поднатужились и купили ему баян. Довольно быстро научившись играть, Алексей стал устраивать для домашних настоящие концерты.

Алексей с легкостью запоминал целые поэмы и большие прозаические отрывки

Когда Алексею исполнилось 10 лет, он стал посещать секцию художественного слова во Дворце пионеров, где учился искусству декламации. Выяснилось, что у мальчика отменная память: он с легкостью запоминал целые поэмы и большие прозаические отрывки. И вскоре Алексей стал неизменным участником всех праздничных концертов.

В 1960 году Жаркова вместе с другими кружковцами пригласили выступить на торжественном мероприятии в колонный зал Дома Союзов. Аккомпанируя себе на баяне, Алексей прочитал большой отрывок из поэмы Твардовского «Василий Теркин».

По счастливому стечению обстоятельств в зале в тот вечер находился режиссер Марк Донской. Он обратил внимание на талантливого парнишку и пригласил его на пробы в свой фильм «Здравствуйте, дети!». Небольшая роль пионера Пети стала дебютом в кино для 14-летнего Алексея Жаркова.

К/ф «Здравствуйте, дети» / Киностудия имени М.Горького

При монтаже все сцены с Жарковым вырезали

В 1962 году, после того, как фильм «Здравствуйте, дети!» вышел в прокат, на Жаркова «положил глаз» еще один режиссер — Ролан Быков. В его картине «Пропало лето» Алексею досталась роль мальчика по прозвищу Котелок.

Правда, при монтаже практически все эпизоды с Котелком были вырезаны, а фамилию Жаркова даже убрали из титров. Но Алексей не унывал. Ведь снявшись в двух фильмах, он понял, что обязательно станет настоящим артистом.

К/ф «Эти непослушные сыновья» / Центральное телевидение

«Некоторые роли попросту зверски растрепали меня»

После школы Алексей с первого раза поступил в Школу-студию МХАТ, которую успешно закончил в 1971 году. Жаркову повезло — еще на последнем курсе на него обратил внимание Владимир Андреев, главный режиссер Театра имени М. Ермоловой, и пригласил в свою труппу.

В этом театре с небольшим перерывом Алексей Жарков прослужил всю свою жизнь. За эти годы он сыграл множество ролей — от часового в «Разломе» Лавренева до Ван Гога в одноименной пьесе, от Васеньки в «Старшем сыне» Вампилова до Ивана Грозного.

Алексей Жарков (справа) и Юрий Блащук в спектакле «Ван Гог» / Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

И каждая роль, по словам Жаркова, оставила неизгладимый отпечаток в его душе.

«Я ощущаю это иногда с радостью, а иной раз — с ужасом! Мне кажется, что во мне есть и частица Ивана Грозного, и частица Ван Гога и многих-многих прочих. С одной стороны, наверное, это обогащает меня как личность. Но в то же время некоторые роли попросту зверски растрепали меня», — признавался артист.

К/ф «Грибной дождь» / Ленфильм

«Друзья сели в зале, а Люба — в фате и белом платье — за кулисами»

Интересно, что со своей будущей женой Жарков познакомился тоже в театре. Правда, Любовь была не актрисой, а стюардессой. Просто девушка однажды пришла в Театр Ермоловой и была буквально заворожена игрой молодого артиста Жаркова.

После спектакля Люба пришла за кулисы, чтобы поблагодарить Алексея. А уже через месяц они стали мужем и женой.

Кстати, свадьба у Жаркова получилась тоже немного театральная. Дело в том, что в день бракосочетания у Алексея был назначен спектакль. Поэтому расписавшись и наскоро выпив по глотку шампанского в ресторане, молодые и гости отправились в театр.

«Друзья сели в зале, а Люба — в фате и белом платье — за кулисами. Только я вышел на сцену, как был встречен громкими аплодисментами — первый раз получил овации в этом спектакле, именно в день свадьбы», — вспоминал Жарков.

К/ф «Торпедоносцы» / Ленфильм

«В их семье всегда был культ Алексея»

После рождения первенца Максима, Люба не решилась бросить работу. Поэтому мальчик попеременно жил то у одних бабушки с дедушкой, то у других. Но, когда на свет появилась дочка Настя, Алексей был непреклонен: жена должна сидеть дома и заниматься детьми.

И Люба, послушавшись мужа, стала домохозяйкой.

«Она была идеальная хозяйка, заботливая. Всю жизнь посвятила мужу. В их семье всегда был культ Алексея. Дома ему создавали идеальные условия для работы. Если учил роль –  включали «режим тишины». А когда возвращался со съемок, Люба неизменно готовила ему ванну с пеной: так Жарков расслаблялся», — вспоминала близкая подруга семьи Жарковых.

Максим в юные годы принимал участие в нескольких спектаклях Ермоловского театра. Но актерство его не увлекло. Парень закончил юридический факультет Российского университета и работал старшим следователем в прокуратуре.

А вот Анастасия решила пойти по отцовским стопам и поступила в РАТИ-ГИТИС. Она снялась в нескольких картинах, в частности в «Тайнах дворцовых переворотов», где играла вместе с Алексеем Жарковым.

Анастасия Жаркова (на переднем плане) и Алексей Жарков в к/ф «Тайны дворцовых переворотов» / «Сагиттариус фильм» при поддержке Госкино России

Сегодня Анастасия работает в ГИТИСе — преподает сценическое движение и фехтование.

Режиссеру нужен был актер — такой себе «мужичок из соседнего подъезда»

Несмотря на то, что театральная карьера Жаркова складывалась вполне удачно, он не переставал мечтать о кино. Но кинорежиссеры почему-то не спешили приглашать актера в свои картины. До 1978 года Алексею удалось сняться всего в паре фильмов и то в совсем небольших ролях.

И только, когда Жаркову стукнуло 30 лет, киношники наконец-то обратили на него внимание.

Первой стала режиссер Кира Муратова, рискнувшая доверить Жаркову главную роль в картине «Познавая белый свет».

Как рассказывала Муратова, действие фильма происходило на комсомольской стройке и ей нужен был актер, внешность которого интуитивно казалась бы зрителю знакомой. Такой себе «мужичок из соседнего подъезда».

«Жарков доводил всех, включая режиссера, до белого каления»

После фильма «Познавая белый свет» карьера Жаркова в кино сдвинулась с мертвой точки. И не просто сдвинулась, а стремительно понеслась вперед к вершине успеха.

Уже в последующие четыре года Жарков снялся в 16 фильмах, причем в трех из них: «Ночное происшествие», «Штормовое предупреждение» и «Крик гагары» он снова сыграл главные роли.

Но настоящая известность к Алексею пришла в 1983 году, когда на экраны вышел военный фильм-драма «Торпедоносцы».

К/ф «Иван Бабушкин» / Свердловская киностудия по заказу Гостелерадио

После этого были «Мой друг Иван Лапшин», «Криминальный талант», «Парад планет», «Иван Бабушкин», «Десять негритят» и еще более сотни картин.

Конечно, далеко не во всех фильмах Жаркову везло получить главную роль, но Алексей соглашался и на второстепенные, и на эпизоды. И в любой, даже самой незначительной роли,  выкладывался по полной.

«Во время репетиций Жарков вначале доводил себя до такого эмоционального, нервного состояния, а потом доводил всех, включая режиссера, до белого каления. И когда уже хотелось его задушить — вот тут он начинал выдавать такое, что диву все давались!», — вспоминала актриса Лариса Лужина.

К/ф «Криминальный талант» / Одесская киностудия

Даже в постперестроечные 90-е Алексей Жарков, в отличие от многих советских артистов, не выпал из обоймы. А с приходом 2000-х стал активно сниматься в сериалах.

Самые известные его работы — Ковыряев в «Сыщиках-1», Иван Фролов в «Время жестоких», генерал-майор Лыков в «Штрафбате», «дед» в «Группе Zeta», Рыба в «Убойной силе-6».

Большой удачей для Жаркова стала роль Алексея Григорьевича Долгорукого в сериале «Тайны дворцовых переворотов», в котором он снимался почти пять лет.

К/ф «Тайны дворцовых переворотов» / «Сагиттариус фильм» при поддержке Госкино России

«Забвение для нашего брата хуже Господнего наказания»

Но время шло, ролей Жаркову почему то предлагали все меньше и меньше. И наступил момент, когда их не стало вовсе.

В 2009 году вышла последняя картина с участием Жаркова — «Палата №6», в которой он сыграл старого врача. Интересно, что для большей достоверности фильм снимали в подмосковной психиатрической клинике, а в массовке появлялись настоящие пациенты.

Жарков очень тяжело переживал отсутствие работы.

«Зритель ценит только тех актеров, которых знает и видит. А забвение для нашего брата хуже Господнего наказания», — с горечью говорил артист.

«Папа променял здоровье на профессию»

Ко всем прочим бедам добавились проблемы со здоровьем. Еще с молодости Жарков страдал от серьезного заболевания печени, вызванного некогда неумеренным пристрастием к спиртному.

Кроме того, многолетнее курение крепких сигарет привело к болезни легких. А, самое главное, что мотаясь с одной картины на другую, Жарков никогда не обращался к врачам.

«К своему здоровью Алексей, к сожалению, относился спустя рукава. Отдавал себя работе на полную мощь, не жалея», — говорила близкая подруга семьи Жарковых.

Недаром, уже после смерти артиста его дочь Анастасия сказала:

«Папа променял здоровье на профессию».

«Если бы у него была работа, был бы и стимул бороться»

В 2012 году Жаркова сразил очень тяжелый инсульт, после которого он долго и трудно восстанавливался, заново учился ходить и говорить.

А восстановившись, стал мечтать об одном – вернуться к любимой работе. Но приглашений от режиссеров по прежнему не было. Это очень обижало и ранило некогда популярного артиста.

Правда, узнав о болезни Жаркова, из Гильдии киноактеров позвонили и предложили материальную помощь. Но жена и дети артиста отказались от денег.

«Денежная помощь нам не нужна. У Папы есть семья. Да, у артистов действительно нищенская пенсия, но мы пока справляемся», — написала в соцсетях Анастасия Жаркова.

По словам актера Алексея Булдакова, Жарков нуждался не в материальной, а в другой поддержке.

«Если бы у него была работа, был бы и стимул бороться. Не понимаю, почему никто из режиссеров не вспомнил про него», — говорил Булдаков.

К/ф «Штрафбат» / Кинокомпания «МакДос» при участии Киностудии «Эталон-фильм»

«Думаю, меня похоронят на Новодевичьем или Ваганьковском, как народного»

Но новых ролей Алексей Жарков так и не дождался. Последние годы он тихо жил на подмосковной даче вдвоем с любимой женой Любой. А по выходным приезжали дети с внуками.

В 2016 году у Жаркова произошел второй, еще более тяжелый инсульт и артист оказался полностью прикованным к постели. А 5 июня того же года 68-летнего Алексея Жаркова не стало.

По решению жены и детей артиста пышную панихиду и официальное прощание не устраивали. Жаркова скромно и незаметно похоронили на Покровском кладбище в Наро-Фоминском районе, недалеко от их дачи. По словам близких, так завещал сам Алексей.

К/ф «Палата № 6» / Мосфильм

И только после похорон некоторые из коллег Жаркова вспомнили, как он не однажды говорил:

«Думаю меня похоронят на Новодевичьем или Ваганьковском кладбище, как народного. Ведь столько времени и сил я отдал этой профессии».

99
7
Присоединяйтесь к Femmie в Facebook